Борис Мессерер

pagetitle_image-2

  Борис Асафович Мессерер (р.1933г) – народный художник России, действительный член корресподент Российский Академии Художеств, лауреат государственных премий РФ. Борис Мессерер – сценограф, архитектор, монументалист, дизайнер, живописец, акварелист, офортист, книжный график. Покоритель пространств, «отец московской инсталяции (С.Леон) и «король московской богемы». Его творчество многолико и разнообразно.

  Он пробовал все что предлагала ему творческая судьба. Борис Мессерер оформил свыше ста спектаклей в нашей стране и зарубежом, многие из которых вошли в историю мировой сценографии; он автор монументальных панно, создатель экспозиций множества выставок в ГМИИ им А.С.Пушкина в Манеже, Историческом музее, среди них такие значительные, как «Москва-Берлин», «От Джотто до Малевича», выставка художников Большого театра за 225 лет в Манеже, выставки посвященные творчеству Модельяни, Филонова, Тышлера. Его монументальные офорты поражают своими масштабами и технической сложностью. 'Подобной технологии в мире не существует. Число прогонов листа через печатный станок может достигать сотни, каждая деталь изображения положена на доску и гравирована своим способом, а деталей - великое множество, количество цветов достигает несколько десятков. При этом необходимо соблюсти синхронность налагаемых друг на друга элементов формы' (Из статьи М.Лазарева ). 

  «Я проникся этой техникой замечательной. Она очень выразительная, дает большие возможности, но невероятно трудоемкая, и делать костюмы в офорте может только безумец» Б. Мессерер.

  Персональные выставки художника, прошедшие в юбилейном для него 2008 году, в залах ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковской галерее, Академии Художеств вместили только малую часть того что он создал. Трудно из моря разнообразного материала выделить одну тему, которая раскрывала бы творчество художника в его многообразие.

  Мы остановились на теме «Танец». Танец -  в живописи, офорте, рисунке, инсталляции. Танец – тема особая и в творчестве мастера и в его судьбе. С танцем связана история семьи. Вряд ли найдется еще один такой семейный клан давший миру столько звезд балетной сцены. Отец Бориса Мессерера, Асаф Мессерер – легендарный танцовщик, реформатор, балетмейстер, гениальный педагог. Сестра отца -   Суламифь Мессерер, балерина с мировым именем. Майя Плисецкая кузина – звезда, эпоха, легенда, Азарий Плисецкий до сих пор работает с балетом Бежара...  

  Именно с балетом связан первый громкий успех Бориса Мессерера сценографа. В 1963 году, когда на премьере балета Сергея Прокофьева «Подпоручик Киже» в Большом театре упал занавес, знаменитый Тышлер воскликнул: «Родился новый художник!» И «Подпоручик Киже» и последовавший за ним «Кармен-сюита» Бизе – Родиона Щедрина были новым словом в театрально-декорационном искусстве. Язык сценографии Бориса Мессерера условен, метафоричен и символичен. Он превращает обычные вещи в глобальные метафоры. Графичные задники в «Подпоручике Киже» в каждой новой сцене создавали образ масштабности нелепой выдумки, фикции, поражденной бюрократической властью. Альберто Алонсо постановшик – хореограф «Кармен-сюиты» говорил: «Жизнь Кармен – коррида» и Мессерер воплотил это в сценическом оформлении. Сцена – арена для боя быков и арена жизни; повисшая черная маска быка символизировала рок. Маска быка, борьба красного и черного – все это воплощала идею поединка человека и рока, схватку жизни и смерти во  вселенских масштабах. Особенность метода Бориса Мессерера – сценографа в том что он пользуется приемами нетипичными для театрально-декорациионного исскуства.

  Сочиненные Мессерером композиции существуют в спектакле как самоценные образы, согласованные с задачами спектакля, но и вне спектакля они воздействуют самостоятельно и существуют в виде станковых произведений. Офорт «Маска быка», офорты по мотивам эскизов костюмов к балету Д. Шестаковича «Клоп», офорты к балету А. И. Хачатуряна «Спартак» - по сути это сценографический материал, живущий сегодня самостоятельной жизнью. Офорты Б. Мессерера уникальны, каждый лист это тончайшая работа с многократным графированием, повторным многократным травлением, с бесконечным слоением на листе. Изобретенная им технология трудоемка и кропотлива, а работы в этой технике огромных размеров сродни монументальному исскуству.