Тонино Гуэрра

pagetitle_image-2

     Тонино Гуэрра, безусловно, один из крупнейших сценаристов за всю историю мирового кино. Он написал сценарии более чем к 100 фильмам многие из которых стали классикой, среди них такие известные в России, как “Брак по итальянски” (Витторио де Сика) “Затмение”, “Блоу-ап”, “Забрийский Пойнт” (Микеланджело Антониони) “Амаркорд” “Корабль плывет” ”Джинджер и Фред” (Ф.Феллини). Он обладатель всех возможных кинонаград: 2”Оскора” и 6 наминаций, 8 премий на фестивале в Каннах, 3 премии “Золотой лев” и Серебряный лев“, 2 премии Донателло… - одного этого было бы достаточно чтобы войти в историю культуры.

      Гуэрра автор романов, пьес, поэтических сборников, сказок, его произведения переведены на все европейские языки, о них написаны сотни статей, его книги издаются в разных уголках мира. А еще, он художник, работающий в самых разных материалах, техниках и областях художественного творчества. Он создал множество акварелей, пастелей, живописных работ; у него своя собственная технология обжига керамики, своя технология отливки металла, своя технология варки стекла. Он делает мебель, создает мозаики и фонтаны, по его эскизам оформляются витражи и винные этикетки, выпускаются ткани. Тонино Гуэрра живет в Пеннабилли, в маленьком итальянском городке, построенном в 13 веке, вместе со своей русской женой и музой Лорой. В доме Тонино шкафы, картины, скатерти, занавески, кувшины - все создано его руками. Но не только дом, но и город в котором он живет, преображен его фонтазией. На месте городской свалки Тонино посадил удивительный сад из забытых античных фруктовых деревьев, и назвал его “Сад забытых фруктов”, а еще есть “Сад воспоминаний”,”Сад камней”. Все дома в городе он украсил  большими и маленькими разрисованными солнечными часами, но самые удивительные находятся в “Саду забытых фруктов” и являются своеобразным памятником Федерико Феллини и Джульетте Мазине. Два  бронзовых цветка и гладко отшлифованная плита перед ними. Каждый день ровно в полдень цветы отбрасывают тень на эту плиту и оказываются теневыми профилями Феллини и Мазины. Напротив этих необычных цветов  - часовня-грот – памятник Андрею Тарковскому, в судьбе которого  Гуэрра принимал самое живое участие и был сценаристом двух его фильмов, снятых в Италии, “Ностальгия” и “Время путешествий”. У Тонино удивительная способность превращать обычные вещи в необычные, суету в праздник, обыденность в сказку.

       Все к чему он прикасается, становится поэзией и рядом с ним каждый становится поэтом. Степень известности измеряется лишь степенью публичности того или иного вида художественного творчества. От знаменитых оскароносных фильмов до маленьких рисунков – все это спаяно и держится в нем одним - личностью Тонино – поэта,  мудреца, сказочника.  Иногда Тонино изображает своих героев с музыкальными инструментами – с флейтой или с саксофоном, которые похожи в его трактовке на волшебные палочки, преображающие мир вокруг. Ему ли Тонино, незнать об этом. Ведь он был в молодости саксофонистом и играл в оркестре. Он был главный джазист в освобожденном лагере в Германии (куда попал в 1943 году) и все девушки были в него влюблены.  В марте 2010 года Т.Гуэрра исполняется 89 лет. Он все также неуемен и неутомим – пробует новые материалы и техники, пишет стихи и пьесы, мечтает о новом театре… И не беда - что жизни осень. Есть люди способные к вечному обновлению. Однажды Тонино приснился сон: безлюдная, покрытая снегом площадь Святого Петра. Тонино рядом с одной из колон галереи Берннини, перед ним белая площадь. Внезапно окно, то что на самом верху распахивается. В черном прямоугольном проеме четко вырисовывается силуэт Папы. Он смотрит вниз. Тонино смотрит на него. Папа встречается с ним взглядом, пристально смотрит ему в глаза, и поднеся к губам микрофон шепчет: “Нас осталось мало дорогой Гуэрра!”