Виктор Умнов

pagetitle_image-2

Родился в 1931 году в Москве.

Окончил Московский Энергетический институт в 1955 году. 

На последнем курсе института Виктор Умнов принял решение поступить в изостудию этого же вуза, которую вел Алексей Конопелько, студент Строгановского училища, воспитанник известного «бубнововалетца» Александра Куприна.   С 1954 по 1957 год занимался в художественной студии.

График Лев Сбарский познакомил Умнова со знаменитым Андреем Гончаровым, другом и соратником по Обществу станковистов (ОСТ) Александра Дейнеки. Гончаров, которому понравились этюды Умнова, пригласил его на просмотр сделанных им работ в Гослитиздат, с которым сотрудничал в качестве художника книги.

С 1958 по 1962 год Виктор Умнов работал под руководством известного книжного графика М. П. Клячко.

При поддержке Марка Петровича Клячко, Умнов знакомится с французской школой живописи. В дальнейшем его привлекает эстетика народной культуры и древнерусской иконописи, углубляется интерес к геометрической символике.

С 1962 года работал первоначально в книге, начал участвовать в выставках книжной графики и прикладного искусства.

С 1964 по 1989 год работал художником в Мастерской рекламно-прикладной и промышленной графики. Одновременно с этим постоянно занимался станковой живописью и графикой.

В 1972 году вступил в члены Союза художников СССР.

С 1987 года начал участвовать в выставках станкового искусства.

Начиная с 1977 года, обратился к литературному творчеству, в результате чего к 1983 году у него сложилась целая книга афоризмов.

С этого момента тексты из этой книги начинают появляться в его живописных и графических работах и соединяться с пластикой. Сначала они ложатся в основу абстрактно-символической живописи, а с 1988 года становятся темой и содержанием графических работ и объектов на жести.

Сама книга под названием «Слова и паузы» была издана в 2005 году.

В 2015 г. был издан альбом - монография Виктора Умнова «Ретроспектива» с многочисленными иллюстрациями и разделом с авторскими эссе и афоризмами.

 

Персональные выставки:

1993 Галерея «Московская коллекция»

1995 Галерея «А-3», Москва

2000 Галерея «Марс», Москва

2001 «Триэдр», совместно с Евгением Гором и Александром Панкиным, галерея «Артгавань», Санкт-Петербург

2003 «Тяжелое-Легкое», совместный проект 4-х художников, галерея на Солянке, Москва

 

Основные публикации:

2001 Каталог «Абстракция в России. XX век»

2002 Журнал «Декоративное искусство» №1

2002 Каталог «Искусство России», издательство «СканРус»

2003 М. Валяева «Морфология русской беспредметности». М. «Виртуальная галерея»

1989 «Новая реальность», Равенна, Болонья. Италия

1990 «Другое искусство», 1956—1976», Государственная Третьяковская галерея

1991 «Современные художники Малевичу», Государственная Третьяковская галерея

1994 «Современная графика России». ЦДХ, Москва

19964 - е Международное Биеннале современной станковой графики.

«Калининград- Кенигсберг-96»

1997 «Корни русского конструктивизма. Современный взгляд». Художественные галереи университетов штата Мэриленд, в Нью-Хэмпшире, Диккенсон Колледж в Пенсильвании и в Мировом банке в Вашингтоне, США

1998 «Мастерская конструктивизма — геометрия, структура, орнамент, цвет»,

Государственная Третьяковская галерея

2000 «Россия. Искуство XX века». Государственная Третьяковская галерея

2001 II Международное Биеннале современной станковой графики, Новосибирск

2001 «Абстракция в России. XX век», Государственный русский музей, Санкт-Петербург

2002 VII Международное Биеннале графики стран Балтийского моря. «Калининград - Кенигсберг-2002»

2003 «Московская абстракция второй половины XX века». Государственная Третьяковская галерея

2003 «Русская графика XX века. Новые поступления», Государственная Третьяковская Галерея

 

Работы художника находятся в собраниях:

Государственной Третьяковской галереи, Москва, Государственного Русского музея в С.-Петербурге, ГЦСИ, Москва, Московский музей Современного Искусства (на Петровке), Московского Литературного музея, музея «Зиммерли» в Нью Брунсвике, США, музея Дьюк Университета штата Северная Каролина, США, Комиссии европейских сообществ в Страсбурге, музея «Новый Иерусалим», г. Истра Московской обл., и еще в двадцати музеях крупнейших городов России, а также в коллекциях Нортона и Нэнси Додж Нью-Джерси, США, Э. Пешлера, Цюрих Швейцария, Роббера Обера, Кент США, Е.М. Нутовича, Москва, М.М. Алшибая, Москва, Светланы и Андрея Коллеровых, Москва, Рустама Сулейманова, Москва, А. Миронова, Москва и в других частных собраниях России, США и Европы.

 

Автор о себе:

«Вплоть до 1983 года занимался фигуративной живописью и графикой в экспрессивной манере. К этому времени я написал книгу афоризмов, которые послужили импульсом для создания серии абстрактных живописных работ символического толка…»

«В конце 80-х годов я стал использовать тексты афоризмов, появившиеся у меня ранее, как темы своих живописных и графических работ. По существу, это была попытка соединить воедино вербальные тексты т.е. литературу с пластикой. В этих работах ставилась задача объединения чувственных и рациональных компонентов зрительного восприятия, где слово в своем логическом воплощении оказывалось совмещенным с пластикой. Первоначально я писал эти тексты на бумаге и картонах. Будучи помещены в условия пластического пространства, с точки зрения пластики, они оказывались в ложном положении. Разрешение этого противоречия и необходимость соединения несоединимого, столкновение сказанного и выраженного требовало активного пластического вмешательства, которое осуществлялось разными способами. При этом сжатые вербальные формулы то подчеркивались пластическим жестом, то выделялись как доминанты, то зачеркивались, но сохранялись частично, то исчезали вовсе, когда важнее и точнее оказывалось не то, что мы говорим, а наше доверие к противоположному. В результате чего возникала некая пластическая драма, в основании которой сохранялся или угадывался вербальный текст. Обращение к тексту и его разрушение отражало двойственное желание автора сказать и не сказать одновременно», -  Виктор Умнов.

 

Афоризмы Виктора Умнова:

«Профессиональная принадлежность к творчеству обязывает художника смотреть в лицо своей эпохе. Только дилетанту позволительно повернуться к ней спиной».

«Поиск истины — это прерогатива ученого. Художник ищет лишь язык, чтобы полнее выразить тяготящую его истину».

«При всей кажущейся не востребованности современного искусства оно неизменно находит свое место в жизни хотя бы потому, что показывает нам, кто мы и куда идем».

«В искусстве в равной мере верны и теоретические декларации, и их практическое нарушение».