Борис Смирнов (1903-1986) – советский художник, архитектор, дизайнер и фотограф. В середине 20-х годов он начинал как архитектор, учился у мэтра русского неоклассицизма Ивана Фомина, работал в мастерской Георгия Косякова. В 1920‒1930-х проектировал бытовые предметы (включая родильные кровати и кресла для кинотеатров), интерьеры, промышленные и общественные здания, выполнял иллюстрации. Подвергся критике за увлечение конструктивизмом и отказался от архитектуры. С конца 20-х годов он начал серьезно заниматься фотографией, которой в тот период увлекались многие. Для Смирнова фотография, как и живопись, да и любой жанр, за который он брался, всегда была живым, бесконечным экспериментом. В начале 40-х годов Борис Смирнов добровольцем ушел на фронт и вскоре стал главным маскировщиком Балтийского флота. В июне 1945 года он был направлен штабом Балтийского флота в командировку по изучению и фиксации германской маскировки. Исследовались все военные объекты балтийского побережья от Кенигсберга до Ростока, был сделан ряд фотографий и блокнотных зарисовок. Кроме практической маскировочной деятельности Смирнов, обобщая свои наработки в этой области, писал методические пособия по маскировке, проводил семинары среди морских офицеров. Благодаря этому до нас дошла серия его фотографий замаскированных объектов – самолеты, корабли, закамуфлированные так искусно, что принимаешь их за деревянные сельские избы (серия "Маскировка", 1942-1945 годы). Также, Смирнов один из немногих получил разрешение на съемки блокадного Ленинграда. Он перемещался по осажденному городу в любое время дня и ночи и сделал интереснейшие фотографии.
«Маскировкой в годы Великой Отечественной войны занимались преимущественно профессиональные художники. Среди них – выпускник архитектурного факультета Академии художеств Борис Александрович Смирнов. Едва пережив блокадную зиму 1941-42 годов, он приступает к работе в маскировочной лаборатории Штаба КБФ. В семейном архиве хранятся редкие документы военных лет: «Удостоверение, выданное художнику-архитектору т. Смирнову Б. А. в том, что ему поручено по заданию Штаба КБФ произвести подбор и ознакомление с материалом по вопросу маскировки кораблей» и «пропуск на право прохода по городу Ленинграду с 22 часов вечера до 5 часов утра». Впрочем, главной «привилегией» инженер-капитана Смирнова было официальное разрешение на фотосъёмку».Нина Филюта