Саша Лунякова и ее Театрик

Много лет назад художница Саша Лунякова сделала маленький кукольный театр для своих детей. Он так и назывался – «Театрик» и помещался в платяном шкафу со всеми декорациями, порталом и занавесом. Театр рос вместе с детьми. Спектакли разыгрывали марионетки – резные, похожие на старинные. Они жили своей жизнью и с ними происходили все новые и новые истории. Это была настоящая мыльная опера:  «Обретенная дочь, или Раскаяния дона Карамбы», «Тайна поющей жемчужины или дон Карамба раскаивается вновь», «Пенджабская вдова или Плавание вокруг Земли», «Возвращение Дракона», который стал первым спектаклем не только для домашнего употребления. Представления давались летом, на даче в Мамонтовке при большом стечении народа. А зимой, в Москве, ставились теневые спектакли.

В театр пришли новые люди – и взрослые, и дети, – появились новые замыслы, и стало ясно, что формат театра уже не укладывается в определение «домашний».  И называться он стал по-новому – «Глупая лошадь». Были поставлены спектакли «Барон Мюнхаузен», «Пастушка и трубочист», «Синяя борода», «Голем», которые с большим успехом шли на разных сценических площадках.

Сейчас театр вновь сменил название. Он снова стал называться «Театрик», стал семейным, сократился в размерах и вернулся к своим истокам.      

___________________

«Кукла – это магический предмет. Это отношение к кукле идет из глубокой древности. Но я люблю кукол не поэтому. Мне кажется, просто некоторые люди рождаются кукольниками».

«В нашем театре есть куклы самых разных систем, но марионеток действительно больше. Не знаю, почему. Считается, что это самая сложная кукла. Они, по-моему, очень трогательные: ходят, слегка подпрыгивая – такая походка у них. Такие немножко странные обитатели нездешнего мира. Марионетка была любимой игрушкой философов всех времен и народов – Господь ведет человека по жизни, как кукольник водит марионетку».

«Маленький частный театр – это как велосипед: постоянно надо крутить педали».

Саша Лунякова

___________________

"С чего начинается театрик Саши Луняковой? Со шкафа в детской комнате. Именно здесь мама Саша и ее старший сын устраивали небольшие представления для младших сестер. Дети росли, круг дружественной публики и участников представлений расширялся, и театр рос вместе с нами, обогащаясь новыми персонажами. Местом проведения спектаклей стала дача; дни рождения и праздники всегда сопровождались кукольными представлениями. Невообразимые приключения персонажей, кочевавших из одного спектакля в другой, разыгрывались почти экспромтом, сценарий писался очень быстро, репетиции занимали не больше одной- двух недель и актеры поднимались на сцену, а точнее открывали окно террасы, служившее ширмой.

Дети пошли в школу, и театр пришел туда вместе с ними. В керамической мастерской «Ковчега» родились концепции постановок «Мюнхаузен», «Голем» и «Синяя Борода». Труппа расширялась. Спектакли перестали быть просто развлечением; подготовка к одному проекту растягивалась на учебный год. Задачи множились и усложнялись: придумывание затейливых механизмов для ширмы, кукол и прочего театрального инвентаря стало частью новой действительности. Мы стали ориентироваться на результат. Новые сценографические задачи ставились и перед актерами: каким образом водить кукол? Как правильно говорить со сцены? Как двигаться?... Театр вступил в пору подросткового возраста со своими кризисами и озарениями.

Ритм театрального бытия диктовал свои законы. Труппа разделилась на два состава: «детский» и «взрослый». Нагруженные реквизитом, мы ездили по детским садам, школам, фестивалям… веселый гомон голосов, аплодисменты, эйфория после окончания представления, легкое волнение перед началом – наступила чудесная и одновременно трудная эпоха в жизни еще пока молодого театра, ознаменовавшая начало нового профессионального будущего.

Жизнь крутилась, школа закончилась, составы трупп менялись. И мы, Сашины дети, стали уже совсем большими. Волею судеб театр снова стал семейным. Круг замкнулся. Наш возрожденный театр Саши Луняковой вернулся домой, повзрослевший, серьезный и полный надежд и нового оптимизма".

Маша Пудалова