Четвертый блок выставки о графическом искусстве – «Бумага. Оттиск. Инсталляция» включает в себя работы с бумагой четырех исторических периодов искусства новейшего времени: 1960-е, 1980-е, 00-е и 2010-е – полстолетия, за которые язык искусства изменился практически до полной неузнаваемости, и бумага стала инструментом монументального творчества.
Первые три периода представлены работами Дмитрия Плавинского: офортами, рисунком с монотипиями и инсталляцией из бумажных труб. За новейший период отвечают фотоинсталляции Марии Плавинской. Объединяет творчество этих художников то, что их выбор бумаги как носителя произведения каждый раз удивительным образом шёл (и идет) в направлении как бы перпендикулярном эпохе.
1960-е. Абстракция и хеппенинг. Плавинский по оригиналам Дюрера, его учителя Зегерса и Рембранта в Гравюрном кабинете Пушкинского музея в Москве восстанавливает технику сухой иглы, офорта и акватинты. Супермастер офорта Дмитрий Плавинский известен, в том числе, как художник, открывший офорт для нонконформистов. Но мало кто знает, что Плавинский, вообще, был мастером всяческих отпечатков, оттисков, монотипий и рельефов. Театральный (в связи с образованием) опыт тактильности и световосприимчивости поверхностей огромных масштабов сказался, подспудно, и на его технике офорта, глубину которого сложно переоценить, это надо видеть!
1980-е. Редимейды и инсталляции. Плавинский делает огромные, многотрудные, уникальные рисунки, в том числе, и два портрета из серии «музыка сфер» композитора Игоря Стравинского и митрополита Александра Введенского. Дмитрий Плавинский – мастер рисунка, точность которого я даже не возьмусь с чем-нибудь сравнивать. Это надо рассмотреть! Но главное, конечно, это тактильность оттиска Духа в Материи, и нам даётся возможность проверить это эмпирически.
00-е. Темы роскоши мироздания и артефактов творчества, космоса, невозможного без участия личности, складываются в инсталляцию, сделанную в Нью-Йорке из бумажных отходов и сокровищ из европейских путешествий: «Алтарь Нострадамуса».
Смысловую и контрастную пару произведениям Дмитрия Плавинского составляют инсталляции его жены, Марии Плавинской. Её печать устроена на супермикронах приближений и удалений. Её конек – чтение оттисков времени в пространстве, и это надо пережить!
И, наконец, 2010-е. Отвергая мерцание тысячи проекторов и возвеличивание простых вещей, Мария Плавинская переносит теплоту и точность множества алмазных граней в технику печати туристической фотодокументации по принципу one-touch. Продолжая, тем самым, линию Плавинского о раскрытии микронных слоев памяти в уникальный момент встречи человека и объекта истории.
Когда заканчивается историческая эпоха мысли человеческой, и мысль начинается заново, вопрос ее может быть примерно тот же, а вот воплощение – меняется. Работа с бумагой наших современников, называясь словами классических техник, на самом деле, классической вовсе не является.
Лиза Плавинская
29.01. - 22.02.2015