Партитура цвета объединяет работы мастеров, исследующих взаимодействие формы и цвета на холсте, в рельефе и объеме. От супрематических идей к оп-арту, от рельефа к пространственной инсталляции паблик-арта.

Художники:

Кирилл Александров, Диана Воуба, Виктор Лукин, Игорь Шелковский, Александр Юликов.


Работа с цветом требует огромной энергии от ее авторов, но и не меньшего ответа от зрителя.

Нами двигало стремление собрать в единую экспозицию работы, в которых цвет осмысливается с помощью геометрической формы.

Формы квадрата, прямоугольника, куба или параллелепипеда являются сдерживающим началом цвета, стремящегося распространится на свое окружение. О том, какие эксперименты ставят перед собой авторы – участники экспозиции и какие задачи они решают в своем творчестве, используя ритмы, аккорды и плоскости цвета, рассказывает эта выставка.

На выставке представлены работы известных московских авторов, выполненные на плоскости холста, в объеме и пространстве.

 

Александр Юликов - один из классиков отечественного искусства, празднует в этом году свое 70-летие. Он является не только апологетом творчества Малевича, но и философом - практиком в дальнейшем осмыслении великого значения открытий этого художника, развивая их и вступая с ними в творческий пространственно-временной диалог.

Великое значение супрематизма и минимализма заявлено в его работах с удивительной силой; в своих поисках он движется по пути эксперимента, разрушая и смещая форму и композицию своих работ.

Автор приглашает зрителя увидеть в смещении, разломе и деконструкции геометрической формы целостное обобщение, превращающее произведение в новую стабильную и устойчивую композицию. Юликов работает с базовыми геометрическими формами, среди которых на первом месте стоит КВАДРАТ, а основным средством изображения служит локальный цвет, при этом художник уделяет большое внимание осмыслению фактуры поверхности и использует объемные наложения, выходящие за плоскость холста.Таким образом мастер создает свои живописные картины-объекты, в которых сложность содержания заключена в минимализме формы.


Игорь Шелковский – признанный мастер, чьи произведения широко известны не только в России, но и на Западе. Будучи в эмиграции во Франции, был организатором журнала «А — Я», посвящённого современному неофициальному искусству, литературе и философии, в котором впервые за рубежом появились работы многих советских художников. На выставке «Партитура цвета» представлены объекты – рельефы. В них Игорь Шелковский обращается к архитектуре, создавая образы пространственных форм в небольших по масштабу рельефах, в которых цвет является основным компонентом, несущим энергию, радость и оптимизм модели «жизнестроения», представленной художником. Внутренняя стройность композиции и тектоника объемов позволяют отвлечься от малой формы рельефа и легко представить эти работы в другом масштабе и контексте, вынесенном за пределы интерьерного пространства, стать самостоятельно существующим объектом в средовом контексте города. Скульптура, рельеф, эскиз – все свидетельствует о широчайших возможностях автора в жанре городских инсталляций и пространственно-средового искусства.

 

Виктор Лукин с 80-х г. увлечен изучением оптических эффектов. Его графические листы представляют собой блестяще исполненные фломастером композиции, в которых автор вызывает у зрителя иллюзии наложения, расслоения или трансформации изображения посредством использования цветных линий. Графические композиции этого периода абстракты и беспредметны. За прошедшее с тех пор время автор экспериментировал с различными материалами и формами, постепенно переходя от плоскостного изображения к объему, а в настоящий момент и к цвето-оптической инсталляции, которая благодаря найденному пространственному модулю с потенциалом его комбинаторных возможностей может гибко входить в практически любой средовой контекст, становясь произведением паблик-арта. Движение публики вокруг и внутри инсталляции превращают осмотр в увлекательную игру.

Меняя ракурсы и дистанцию своего восприятия, зритель погружает себя в волшебные фантазийные картины оптических эффектов, где сменяемость сочетаний цвета во время перемещения между вертикальными столбами – деревьями, уподобляет мир волшебному саду, реке, необычной радуге или цветоносному потоку, увлекающего в путешествие внутри объекта. Зрители обретают возможность стать соавтором композиции, погрузится в мир иллюзий волшебного калейдоскопа, находясь то снаружи, то внутри него.

Комбинация модулей в различные группы или их свободная расстановка в конкретном фрагменте среды позволяет менять общие габаритные очертания. Вертикальные модули, приближаясь или отступая друг от друга, уподобляются свободно посаженным в природе деревьям, создавая каждый раз неповторимый узор крон и теней. В подобные средовые композиции легко интегрируются другие элементы дизайна (скамейки, песочницы и т.п.), превращая их в средовые комплексы. Воплощенная фантазия автора переводит художественное произведение в необходимый городу объект.

 

Кирилл Александров создает в своем триптихе модель макрокосма, переживающего различные этапы от зарождающего хаоса к гармонии, одним из способов осмысления которого являются эксперименты в создании формы и манипуляции с ней. Размышления о природе хаоса и порядка как двух полярных формах гармонизации, невозможности существования одной без другой, как форме базовых оппозиций глобального пространства заключено в трех вертикальных фрагментах его объемно-пространственной композиции. Цвет во многом является средством организации этой формы, знаком местоположения единицы ее сложения, а в модели макрокосма становится и элементом структурирования этого мира. Композиция автора рукотворна, и каждый раз требуется заново перебирать ее составные части, трепетно нанизывая их одна на другую; автор «строит» заново свою модель пространства, двигаясь от кажущегося хаоса в сочетании элементов сферы через парящую горизонтальную плоскость к вертикальным «небоскребам».

Как прочна и незыблема на первый взгляд конструкция, и как хрупка она на поверку, что вполне соответствует и устройству хрупко-равновестного мира, и гармонии его внутренних отношений, подобных этим кубикам. Автор дает зрителю возможность разнообразных интерпретаций объектов, восхищая изяществом и мастерством их исполнения.

 

Для Дианы Воуба цвет- это стихия, способ ее общения с миром, чувства-мысли, которые художник выплескивает со всей страстью на холсты.

Для нее цвет и форма не находятся в столь принципиальных отношениях. Художник свободен в интерпретации цвета, уподобляя свою палитру музыкальным звукам, протяжным и тихим или энергичным и звонким.

Художник создает серии работ, среди них: «Резонанс форм», «Динамическая симметрия», «Ритмы космических частот», «Измерение тишины». В последней серии цвет свободен от каких -либо границ формы, кажется ,что его не удерживают границы холста, он распространяется за пределы своего физического размещения, достигая эффекта иррадиации цвета на свое пространственное окружение. Цвет в произведениях Дианы Воуба служит проводником чувственных и ментальных вибраций , он -основной способ коммуникации художника с миром. Постижение и открытие сущностей окружающего мира, способных явиться зрителю только с помощью художника – вот внутренняя задача Дианы Воуба.

24.10.2013 - 24.11.2013