Один из длительных проектов художника — проект «Черная книга», посвященный теме исчезновения культурной памяти. В очередном эпизоде проекта Александра Морозова интересует воссоздание произведений искусства, в том числе с помощью реконструкции утраченных артефактов в ходе военных действий. Автор по документам, описаниям, фотофиксациям...«возвращает утраченные шедевры». Стремление художника восстановить утраченные связи в памяти поколений являются попыткой наладить непрерывность, разрушенную войной или иными катастрофами. Невозможность вернуть утраченное преодолевается в акте персональной работы. На выставке будут представлены утраченные в 1941 году произведения из собрания Кайзера-Фридриха (сегодня собрание в Gemäldegalerie и Bode-Museum), спрятанные в комплексе Флакбункер Фридрихсхайн. Десять картин Рубенса и три работы Караваджо были уничтожены пожарами которые вспыхнули в бункере. Считаются утраченными работы выдающихся мастеров: Донателло, Родена, Луки делла Роббиа, Никколо и Джованни Пизано, Тино ди Камаино, Андреа Верроккьо.  

Во время Второй мировой войны пострадали 427 музеев, 43 тысячи библиотек, 2439 архитектурных памятников, 2234 монастыря и церкви. Утрачены более полумиллиона произведений искусства, около 100 000 археологических артефактов, пропали несколько миллионов книг. В Советском Союзе в годы ВОВ пострадали 155 музеев, среди которых Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, дворцово-парковые ансамбли в Царском Селе, Петергофе, Павловске, Гатчине и Алупке. Воссозданные работы из этих музеев увидит зритель.   Представленные на выставке сосуды воссозданы на основе артефактов, утраченных в ходе военных конфликтов в Ираке и Сирии. По глиняному черепку можно воссоздать культуру, по фрагменту скелета реконструировать вымерший биологический вид, по воспоминанию об утраченных произведениях возможно представить оригинал. Катастрофа утраты означает не просто смерть. Организм культуры целостное существо и утрата любой ее части — невосполнимая потеря.  

 

«В своем проекте я воссоздаю утраченные сосуды и сгоревшие в пламени Второй мировой войны картины. Прислонив ваше ухо вы можете услышать как звучала пустота в этих сосудах. Я пытаюсь зашить рану, но нить тонка, она лопается, швы расходятся… буду снова пытаться день ото дня». Александр Морозов  

 

Проект реализован при участие художника по керамике Веры Светловой.   Произведения художника входят в собрания Библиотеки книжной графики (Санкт-Петербург), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Калининградского областного музея изобразительных искусств, Музейного центра «Площадь Мира» (Красноярск), Музея Сергея Курёхина (Санкт-Петербург), Музея стрит-арта (Санкт-Петербург), Пермской государственной художественной галереи, Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина (Москва), Художественного музея семьи Копелузос (Афины).

02.03.-04.04.2021