Ускользающая реальность

pagetitle_image-2

«Ускользающая реальность» - название проекта, в котором представлены работы трех авторов: Евгении Буравлевой, Александра Морозова и Егора Плотникова.

Мы все находимся во временном континууме, он непрерывен и изменчив, в чем-то неумолим, а в чем-то нам так дороги его отдельные моменты, что мы хотим замедлить его бег и остановить мгновения, запомнив свои личные ощущения. Память – вот то, что связывает нас с предшествующим и будущим, осуществляя не только накопление, но и трансляцию культурных смыслов, феноменов и артефактов.

Наследование памятников архитектуры и ландшафтного искусства – одна из форм прямого приобщения к культурной памяти, а изобразительное искусство и тексты – мощное средство сбережения и сохранения, ускользающего во времени. Ландшафты меняются под воздействием природных явлений, социальных катаклизмов, смены освещения, настроения в моменте нашего восприятия, а ландшафты нашей памяти – и того сложнее, и часто живопись, слово и фотография – это самые действенные способы сохранить как существующее, так и уже исчезнувшее…

Евгения Буравлева регулярно обращается в своем творчестве к теме культурных рукотворных ландшафтов – парков и садов. В центре ее внимания оказываются регулярные и нерегулярные парки, как слепки времени, носящего признаки разных стилей и эпох в их наслоениях и напластованиях, как ускользающая от взгляда красота, которую мы всегда стремимся унести в своей памяти после путешествий, прогулок, в грезах и воспоминаниях.

Рукотворные ландшафтные композиции, построенные по определённым композиционным законам, сохраняют и передают социокультурные смыслы прошлого, а ритм сегодняшнего и наши эмоции актуализируют их ценность в настоящем. В изысканных пейзажах Евгении Буравлевой зритель не просто наслаждается красотой парковых и садовых пространств, чувствует   отдохновение и гармонию, которые в них возникают, но и осознает их изменчивость, неуловимость момента, чудо самого акта художественной рефлексии, некоего восторга и эмоциональной приподнятости. Это не просто фиксация важного момента, это чудо персонального приобщения к изменяющему свету, наполненному влагой и тишиной воздуху.

Евгения Буравлева  создает глубокие перспективы пространств, в которых свое особое внимание художник уделяет работе со светом. Возможности естественного освещения погружать пейзаж в сумерки, тень или выхватывать яркие пятна, создавая пространство резких светотеневых контрастов – вот способ письма, так характерный для художницы, в которых она абсолютно виртуозна и уникальна в мастерстве передачи этих тонких соотношений. Тонкая лессировочная манера, особое внимание к плоскости холста и качеству его поверхности – важные составляющие художественного почерка уже сложившегося мастера, относящегося к самому таинству живописного процесса   с особенным трепетом и ответственностью.

Егор Плотников представляет на выставке небольшие скульптурные фрагменты ландшафтов. Это сцены, в которых автор исследует масштабные отношения человека с пространством. Художник достаточно давно и последовательно занимается этой темой, и в его малой скульптуре удивительно точным образом воплощаются эмоциональные состояния и ощущения его героев в контексте конкретного окружения. В скульптуре, выполненной в достаточно лаконичной манере, с использованием таких материалов как бетон и папье-маше, покрашенных в абсолютно белый цвет, автору удается передать настроение и состояние людей, в зависимости от характера того средового контекста, в которые он их погружает. Очевидно, что персонажи скульптур текущей выставки, находятся в гармонии, равновесии и спокойном созерцании самих себя.  Автор  последовательно актуализирует и интерпретирует традиционный жанр пейзажа с помощью современного художественного языка в пластике малых форм, достигая выразительного результата.

Пейзажи Александра Морозова относятся к очень важному для автора проекту под названием «Черная книга», который не завершен, длится и развивается и в настоящий момент. Проект посвящен теме исчезновения культурной памяти и самих объектов культуры в ходе исторических катаклизмов. Автор по документам, описаниям, фотофиксациям «возвращает утраченные шедевры», пользуясь фотографическими свидетельствами, описаниями или иными документами, для воссоздания образа, утраченного в манере того автора, кисти которого принадлежал тот или иной шедевр. «Художник находит множество приемов, чтобы указать на невозможность прямой встречи с оригиналом: меняет колористическое решение, часто используя всего два-три цвета; делает изображение нечетким, будто смазанным или расплавленным; берет только часть композиции, обрезая, кадрируя образец; останавливается на контурных подмалёвках, замещающих полнотелую живопись», – замечает Анастасия Котылева.

Александр Морозов не просто дает названия утраченным работам, но и указывает инвентарный номер, по которому их можно найти в базах данных. В экспозиции, мы можем увидеть «воспоминание» о работе гения немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха.

Приобщение к разнообразным контекстам – это та возможность, которую художники предоставляют зрителям, совершая акт некого самоустранения, и дают возможность неспешного визуального освоения ландшафтов, как бы замедляя время наблюдения за ускользающей реальностью…

05.09.-27.09.2021