Санкт-Петербургский Нуар

pagetitle_image-2

Выставка "Санкт-Петербургский Нуар"

Художники: Петр Швецов, Александр Дашевский, Константин Водяницкий, Людмила Белова, Петр Белый

 

Галерея "КультПроект" приглашает зрителя совершить нетривиальное путешествие в северную столицу и открывает групповой проект "Санкт-Петербургский Нуар", объединивший 5 авторов. Это прогулки современных художников в пространстве сумеречного сознания в их живописи и инсталляциях, которые связаны с глубинными культурными пластами - литературой Ф. Достоевского, духом символистов, настроением Андрея Белого, и мрачным абериутским юмором.

Петр Белый блуждающий по кладбищу с фотоаппаратом в поисках натуры;

Затягивающая в пугающие глубины живопись Петра Швецова, окруженного в своей мастерской символами смерти, нагнетание тишины, одиночества и погружения во мрак с помощью его полотен, выполненных блестящим мастером;

Представленные на выставке живописные холсты Петра Швецова пронизаны "темным" состоянием. Швецов, подобно человеку, потерявшему связь с реальностью, садится в поезд своего воображения и погружается туда на неопределенное для зрителя время, лишь написанные полотна, свидетельствуют о его «поездке» в эти болотные ландшафты, как отблеск великолепной по своей красоте галлюцинации, уведенной в этот период «отсутствия».Художник как бы теряет связь с окружающей реальностью, его сознание становится отрешенным, он воспроизводит в своих полотнах устрашающе влекущие ландшафты в глубины болота, леса, чащи, где зритель теряет ориентацию и становится участником сумеречного состояния, как утренняя рассветная полутьма или полутьма между заходом солнца и наступлением ночи. Мрачное подсвеченное солнце Петра Белого, его работа "Восход", логично дополняет экспозицию и отражает общее настроение.

В черно-белых фотографиях Константин Водяницкий исследует свое тело, как отстраненный от него самого инструмент познания тленности бытия. Собственные действия воспринимаются им как бы со стороны, действительность теряет краски, чувства пропадают. Человек – птица, трансформации и метаморфозы, пластичность и остановившееся время – вот то, что зритель может почувствовать в его работах.

 

ВидеоАрт Людмилы Беловой – герметичные коробочки, в которые зритель заглядывает с помощью «глазка» и видит пространства Санкт-Петербургких лестничных клеток, в сопровождении тихих шорохов, голосов, эротических звуков. Случайно возникший для зрителя эффект подглядывания, его невольное вовлечение в пространство его «квазипотребностей», когда притягательность рассматривания и подглядывания, не была ранее потребностью, а возникла лишь в момент ее появления, затягивая зрителя в свое поле. Невозможно от этого «глазка» оторваться - такова сила видеоарта Людмилы Беловой.

 

И, наконец, вошедший в экспозицию "Мужской кабинет", - серия офортов Александра Дашевского и рисунки Петра Швецова. По словам Дашевского, "мужской (или интимный) кабинет - особое пространство в богатых домах, декорированное фривольными мотивами. Эта европейская традиция XVIII-XIX вв. воплотилась в ряде российских дворцовых интерьеров. Дашевский поднимает в своих произведениях два вопроса: как в наши дни мог бы выглядеть такой кабинет, чтобы быть действительно интимным, и можно ли сегодня через тело, как источник символики, заново выйти к классическим европейским сюжетам и мифам? Здесь мы сталкивается с вопросом удовлетворение потребности наблюдения за прекрасным в самых разных формах. Эта часть – словно маленькое исследование отношения к натуре, предпринятое художниками.

Всё это следы непрерывной глубинной тенденции санкт-петербургского искусства, его мрачной "витальности", скорбной "жизнерадостности", тягучей и иногда невыносимо "тягостной" наполненности произведений, которые поглощают своего зрителя, приближая ощущения запущенности, одиночества, безысходности.

Именно этот срез санкт-петербургского искусства, увиденный в ходе наблюдений за творчеством художников города, будет представлен в галерее "КультПроект".

Мифологемы города - корни черной чувственной природы Санкт-Петербургского нуара.

06.02.2014 - 02.03.2014