Монументы

Галерею "Культпроект" традиционно интересуют комплексные проекты - исследования, базирующиеся на изучении городской среды и ее составляющих.

Валера и Наташа Черкашины – художники-исследователи, накопившие значительный опыт прикосновения к пространствам больших городов и мегаполисов, культурных центров и  столиц, расположенных в различных климатических  и политических поясах.

Галерея представляет московской публике результат их многолетних исканий, нашедший отражение в непрерывно развивающемся с 2008 г. проекте «Монументы». Основой, как бы отправной точкой замысла явились акварели, выполненные еще в 1985-1986 гг.. Они построены на тончайших отношениях монохромного письма с достаточно сильными свето-теневыми контрастами, где свет работает подобно софиту, ставя акценты на персонажах этих графических листов. Художники создали небывалые, невозможные, удивительные сюжеты, в которых возникают необыкновенные памятники людям и ситуациям, привлекшим их внимание. Так возникли полные любования листы, проникнутые иронией и находящиеся  вне реалистической,  полной отчаянной серьезности, традиции советской монументальной скульптуры. На пьедестал были возведены мягкая ирония и мимолетная ситуация, привлекшая художников и возведенная ими в статус значимой, как-то «Памятник лежащему у костра и пьющему чай зимой», «отдыхающему летом в шляпе» и т.д.

Этот проект сделал персонажей, населяющих город – главными, важными, достойными быть увековеченными в силу своей личной уникальности. Так с 2008 г. проект перешел в другую плоскость, стал «взрослее», «социальнее» и «серьезнее».

Все работы объединяет интерес к реальным людям, которые живут в разных регионах и имеют собственный менталитет и  самобытные национальные традиции. Проект посвящен людям, их многообразию и тому всеобщему, общечеловеческому, что всех нас объединяет. Центральным понятием проекта  является ценность человека, который в идеале должен составлять главное содержание и смысл всех преобразований, происходящих в глобальной системе под названием планета Земля.

В городе, среди статичных архитектурных объектов и динамичных транспортных средств, художники пытаются на мгновение остановить самый неуловимый элемент системы – непрерывно движущихся, ускользающих, перемещающихся людей, создающих социо-культурный контекст города во всем его разнообразии. Художники наблюдают за персонажами городской среды, подчеркивают ее культурное и этническое многообразие, воссоздают дух места, его специфику и наполнение.

Для реализации такого замысла нужна не только огромная техническая работа - многочасовые съемки в режиме репортажа, но и полная погруженности в среду аналитическая часть,  когда из непрерывного потока выхватываются наиболее характерные срезы, превращаясь в своего рода стоп-кадр. Это позволяет выявить и соединить казалось бы зыбкие, расплывчатые, но тем не менее наиболее существенные черты воссоздать и передать настроение места, что позволяет приобщить зрителя к среде различных городов, воспринять ее в ощущениях основополагающих составляющих. Главным  здесь является открытость чувств художников, которая и позволяет работать со столь сложным постоянно вибрирующим материалом.

Ткань работ пропитана такими ритмическими отношениями, которые, наполняя  их, превращают сиюминутное в грандиозный социальный эпос, в котором масштаб человека    заслоняет архитектурные объекты – символы, привлекая к себе основное внимание зрителя. Человек становится главной мерой пространства и проистекающих в нем процессов. Объекты-символы используются прежде всего для   опознания места, его точной географической привязки, тогда как статус главного персонажа однозначно отдан человеку – центральному средообразующему началу.

При этом, нельзя упускать из внимания  важность фона, на котором развивается действие. К нему авторы относятся с не меньшим вниманием, выделяя наиболее характерные составляющие. Так, крупнейший мегаполис – город Нью-Йорк представляет собой весьма пеструю многолюдную картину, в окружении столь же плотного информационно-рекламного потока. Ритмы сменяющих друг друга текстов,  крупноформатная реклама с лицами, предметами и событиями характеризуют высокоплотную урбанизированную среду, в которой разворачиваются картины жизни. Разнообразие человеческих типов, этнических черт, пестрота одежды - все вовлечено в плотный поток, соединяющий различные поведенческие сценарии. Немаловажно соотношение неба, архитектуры, людей и земли, что даёт дополнительное представление об архитектурном контексте. Особенно значима тема отражения множества   как в стеклянных поверхностях фасадов, так и материале замощения улиц, лужах, оставшихся после дождя. Вода преломляет реальное изображением, придает ему некоторую театральность, множа яркие акцентные пятна. Все это увеличивает плотность толпы, придает ей дополнительную живость и нарядность.

Ощущению духа места способствует и выбранная цветовая гамма. Так, холодный серо-голубой тон архитектуры Нормана Фостера является фоном для стремительно перемещающейся публики, в образе которой доминируют знаки социального статуса, отражающие ритмы делового Лондона. Немаловажны в создании этого настроения детали костюмов и аксессуары. «Московская» гамма дает ощущение парадных пространств репрезентативной площади, традиционной наполненности среды «гостями» столицы, размашисто прогуливающихся на красном фоне кирпичных стен. С вовлечением большого фрагмента неба создается ощущение некоторой бескрайности происходящего.

В своих размышлениях художники наделяют городское пространство и определенной ментальностью. Так, метафизическая среда Рима как духовного центра  фиксирует особенное состояние среды, в котором отражение раздвигает материальные границы города. Или же Дубаи, где образы колоссов пустыни переплетаются с устремленной вверх архитектурой, и тектонический строй фигур в национальных костюмах активно сливается в восприятии с ощущениями мира динамично развивающегося бизнеса.

Художники живо реагируют на настроение и погоду,  архитектурное и природное окружение, и создают мощные   дигитальные произведения, мастерски владея искусством фотографии и компьютерного моделирования.

Пока Валера и Наташа Черкашины представляют публике  «городские» срезы, возможно в дальнейшем их внимание с той же любовью и трепетом к «человеческому» обратится на жителей малых городов и поселений, имеющих еще большую самобытность и отличия.

Главным же остается центральная идея проекта –  создание  монумента всяк живущему, пронзительное внимание и любовь к окружающему антропогенному миру.

Черкашины – исследователи мироустройства, вольные путники, а может и духовные проводники.

04.11.2011 - 04.12.2011