Структуры. Фракталы 2

pagetitle_image-2

Новая выставка «Структуры. Фракталы 2» из цикла «Контексты среды» обращается к проблеме взаимоотношений человека и среды.

Морфология.  «Форма» и «изучение» - термины, широко используемые в самых разнообразных науках, начиная от изучения языка, строения организма, человека, наноструктур и пр.  Это,  в полной мере, захватывающее исследование формы и особенности ее строения распространяется как на живую природу, так и на рукотворный мир.

С помощью самых разнообразных средств, участники представленного проекта исследуют особенности структурных построений в объектах различной сложности, не только анализируя их геометрические или математические закономерности, ритмические и метрические ряды, но и привлекают структуры ментального происхождения, как то: тексты, представления о мироздании, графо-аналитические исследования структур органического происхождения, человека как самого подвижного элемента системы.

Диапазон типов, рассматриваемых в проекте структур, достаточно широк. Большей частью разнообразные структуры пересекаются, образуя систему нового порядка или уровня сложности.

В текущем проекте авторы не только используют и исследуют закономерности структурных построений городской топографии, природных форм, ритмов, повторяемости «метра» как базового принципа сложения структуры простейшего типа, но и создают новое качественное измерение и новую системную сложность, объединяя математически постижимое с духовным и личным. Подобные занятия лежат в русле свободных интерпретаций структур различного типа. Выявляют закономерности  организации целого на основе  выделения базовых элементов, так и в области вовлечения эмоциональных и психо-физических ощущений, которые и являются во многом определяющими для восприятия.

Благодаря структурному анализу и способу выявления неких «первоэлементов», могут раскрыться особенности возникновения той или иной формы различного масштаба и размера, что позволяет нам перейти к идее фракталов.

Фракталы (или самоподобные частицы) являются, зачастую, теми базовыми структурными элементами, путем умножения которых и возникает целое окружающего нас мира, как и нас самих. Известный психолог и специалист по психогеографии Колин Эллард замечает, что привлекает нас в ландшафтах: это глубинная математическая структура. Некоторые ученые предполагают, что наша тяга к пейзажу связана с его фрактальными свойствами: «Самоподобие, или по-научному, масштабная  инвариантность очень часто наблюдается в природе: вспомните, например, ветвление древесных крон или даже очертание береговых линий. Самоподобие присуще и творениям человека – произведениям искусства и архитектурным объектам…Психологические исследования, в ходе которых использовались разнообразные пейзажи или искусственные изображения (фрактальная графика, абстрактные формы или даже картины Поллака), показывают, что люди предпочитают смотреть на изображения, имеющие примерно тот же диапазон фрактальной размерности, что обнаруживается в природе <…>.

Идея распознавания природы через фракталы привлекательна, но вместе с тем ни одно из исследований не подтвердило наличия в зонах мозга «детектора» фракталов. Поэтому и эта теория, имея несомненную привлекательность, дополняется другими наблюдениями за особенностями восприятия визуального мира и его привлекательности, например, такое математическое свойство как выявление контуров и линий различной толщины и контрастности.

Таким образом и математическая теория фракталов и толщина контуров («пространственная частота») связаны с базовыми математическими свойствами пейзажей,  и нашей способностью их быстро распознавать в зрительных картинах».

Участники:

Илья Романов 

Максим Ксута

Егор Астапченко

Денис Патракеев

04.05.-04.06.2017