Вокруг Хармса. Часть вторая

pagetitle_image-2

Выставка «Вокруг Хармса» приурочена к 110-летию со дня рождения русского писателя Даниила Ивановича Хармса и празднованию года литературы в РФ.

Выставка «Вокруг Хармса» в «Галерее 21 века» непрерывно связана с одноименной выставкой, проходящей в эти дни в московской галерее «КультПроект».

Их объединяют не только ключевые лица и события, вокруг которых развивается экспозиция. Скорее, они являются продолжением рассказа о различных гранях творчества и близком круге писателя, лишь отчасти приближаясь к пониманию сложности его литературного наследия, незаурядной и экстравагантной натуры.

Образ города, в котором родился писатель, и его знаковые фигуры, представлены на выставке серией шелкографий, выполненных художником Александром Флоренским из Санкт-Петербурга (работы любезно предоставлены коллекционером Кириллом Авелевым).

Одной из главных фигур, повлиявших на формирование писателя, был футурист Велимир Хлебников. По мнению швейцарского исследователя творчества Хармса Жана-Филиппа Жаккара – «Хлебников был зачинателем русского исторического авангарда, а Хармс – его завершителем». Поэт-будетлянин Хлебников выведен как персонаж в пьесе Хармса «Лапа» (1930). Ему же посвящена эпитафия, написанная Хармсом на рисунке-портрете Хлебникова работы Б. Григорьева:

Ногу за ногу заложив

Велимир сидит. Он жив

Образу Хлебникова отведено одно из центральных мест в экспозиции. Объект Владимира Козина представляет Велимира Хлебникова в роли «Председателя земного шара». Прямым указанием на это служит модель земного шара в виде глобуса – сердца писателя.

В поисках нового языка и Хлебников, и Хармс обращались и к поискам нового поэтического алфавита. Хармс был далек от поисков новой фонетики в русле творчества Алексея Крученых, ближе ему казался Хлебников, который писал: «Мир сводится к 28 звукам алфавита, и, значит, его можно держать в руках. Словотворчество учит, что все разнообразие слова исходит от основных звуков азбуки, заменяющих семена слова. Из этих исходных точек строится слово, и новый сеятель языков может просто наполнить ладонь 28 звуками азбуки, зернами языка».

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило лицо.

<1908 — 1909> В.Хлебников

Хармс же замечает в 1931 году, что «пока известно мне четыре вида словесных машин: стихи, молитвы, песни и заговоры. Эти машины построены не путем вычисления или рассуждения, а иным путем, название которого АЛФАВИТЪ».

«Господи, пробуди в душе моей пламень Твой.

Освети меня Господи солнцем Твоим.

Золотистый песок разбросай у ног моих,

чтоб чистым путем шел я к Дому Твоему.

Награди меня Господи словом Твоим,

чтобы гремело оно, восхваляя Чертог Твой.

Поверни Господи колею живота моего,

чтобы двинулся паровоз могущества моего

Отпусти Господи тормоза вдохновения моего.

Успокой меня Господи

и напои сердце мое источником дивных слов

Твоих». 

Художник Сергей Якунин посвящает свою инсталляцию алфавиту Хармса. Интерпретация вербального знака находит у него воплощение в скульптурных антропоморфных образах – возможно, это и есть вестники нового языка Хармса.

Петр Перевезенцев представляет «документы» писателя – своего рода имитации и симуляции на тему архива Хармса, выступая одновременно как художник, историк литературы, архивариус, археолог и отчасти даже поэт. Художнику свойственна многогранность «изыскательских» работ, в процессе которых возникают уникальный «календарь Хармса», где каждый день прирастает, а не убывает днем жизни. Пифагорейские камни, историю которых автор извлекает из дневниковых заметок Якова Друскина и т.д. Подобная работа является своего рода исследованием, в котором художник приоткрывает зрителю тайны творчества Хармса собственным уникальным художественным языком.

Скульптура Александра Позина служит метафорой тайны творчества, состоявшегося или потенциального, еще не нашедшего своего воплощения в словах, структурах, и содержащееся до времени лишь в полунамеке… В своего рода «куколке» нераскрывшегося языка.

Работы Юрия Штапакова являются своеобразными иллюстрациями к «Случаям» Даниила Хармса, художник создает яркие, отчасти карикатурные образы героев. Художники Саша Лунякова и Юрий Штапаков иронично избирают материалом для своих произведений объекты быта – створки кухонных шкафов, кухонную утварь, строительные инструменты возвращая тем самым героев в пространство действия самих произведений.

Контрастно по отношению к его героям выглядят работы Григория Кацнельсона: с одной стороны, их сближает яркая манера письма, с другой – гротескному изображению работ Юрия Штапакова противопоставляются полные трагизма напоминания художника о страшном времени репрессий и об «Убитых поэтах» (одноименная выставка проходит в эти дни у Г. Кацнельсона в центре им. А. Сахарова в Москве).

Анимационные работы Ася Лукин и Дмитрия Лазарева наполняют движением, цветом и звуком пространство экспозиционных залов. Они контрастны по настроению и интонации и добавляют новые оттенки настроений для понимания личности Даниила Ивановича Хармса.

Знакомство с работой Дмитрия Лазарева сопровождается эскизами фонов и персонажей фильма, выполненных художниками Марией Быстровой, Еленой Ремизовой, Марией Сутягиной, Натальей Петровой. В фильме звучит музыка: Сергея Курехина, Иоганна-Себастьяна Баха, Чарли Чаплина, Сергея Алякринского, Бориса Мейзеля, Ивана Урюпина и др.

Михаил Яхилевич в живописной работе-объекте и Денис Трусевич в графических листах подхватывают тему абсурда и дополняют выставку шутливыми высказываниями на эту тему.

Кураторы:

Юлия Манусевич, Ирина Солнцева, Алена Борщаговская

Художники:

Александр Позин

Денис Трусевич

Юрий Штапаков

Евгений Гриневич

Сергей Якунин

Саша Лунякова

Григорий Кацнельсон

Петр Перевезенцев

Александр Флоренский

Михаил Яхилевич

Владимир Козин

Мария Быстрова

Мария Сутягина

Елена Ремизова

Наталья Петрова

Дмирий Лазарев

Ася Лукин

18.11.2015 - 17.01.2016