ЖЕНСКОЕ ТОТАЛЬНО. КультПроект и ГРАУНД Солянка

pagetitle_image-2

ВЕСЕННИЙ ПРОЕКТ «ЖЕНСКОЕ ТОТАЛЬНО»

ВЫСТАВКА ГАЛЕРЕЙ ГРАУНД СОЛЯНКА И "КУЛЬТПРОЕКТ"

Кураторы:
Юлия Манусевич, Ирина Солнцева

Участницы:

Надежда Анфалова

Мария Арендт

Татьяна Баданина

Аннушка Броше

Катя Бочавар

Евгения Буравлева

Дарья Коновалова – Инфанте

Елена Слобцева

Наташа Тарр

Устина Яковлева

10 мини-проектов – 10 глубоко личных размышлений, центральной фигурой которых является женщина, с ее особой ролью в культуре и искусстве, жизни и быте; небольшие зарисовки про самодостаточность, мудрость, талант, творческую реализованность; взгляды на мир, традиции, преемственность и новаторство, некоторый внутренний взгляд на время и общество с его архетипическими смыслами и приращением новых социальных отношений, позицией активного соучастия и равенства прав и обязанностей. Проектом-исследование показывает разнообразные способы самопознания и исследования мира в богатстве художественных высказываний известных художниц.

Авторы проектов мягко и иронично, остро и серьезно, полемично и эмоционально размышляют на разнообразные темы, замечая парадоксальность в обыденном, находчивость в повседневном, уникальность в привычном. Художницы рассказывают свои истории, реконструируют и переосмысляют события как из семейных хроник, так и преданий, сказаний, литературных источников, размышляют о роли народных традиций, артефактах и их месте в современной культуре, исследуют социальные феномены и ставят вопросы, актуальные для сегодняшнего дня.
Все истории очень личные, но при этом универсально значимые. Они о духовных ценностях, о том, какова роль интуитивного и чувственного в постижении мира, и человеческих отношений. О том, как можно сохранить связь поколений в передаче смыслов и опыта. Тут много вопросов:  насколько трансформируются традиционные представления и какие новые задачи ставит перед женщинами современность. Тут же и рефлексия на традиционно женские занятия: рукоделие, пение, плетение рассказов и сказок. Подлинные истории наполняют экспозиционное пространство звуками, аудио и видео контентом, живописью и графикой, объектами.  

 

Надежда Анфалова. «Реквизит для мечты»

видео-арт: «Река невест» 2’14’’, 2013г., «Перерождение» 2’14’’. 2018г.

Надежда Анфалова, художница из Санкт-Петербурга, представляет видеопроект, в котором, она   делает неожиданные сопоставления традиционного обряда прощания с молодостью и девичеством с ритуалом ухода в мир иной.  Переломные мгновения в изменении судьбы девушки, девичник с прощальными песнями и следующее за ним «воскрешение» в новом качестве, сопровождаемое красотой свадебного наряда и элементов убранства, становятся   по своей сути вехами женского взросления, и выбора неизвестного пути. Тема реки, где вода становится пограничной субстанцией двух миров и образом стремительно несущегося времени, смывающего и красоту, и молодость, и несущаяся жизнь, и неизбежность смерти – главная тема произведения, поражающей глубиной женских переживаний.

 

Устина Яковлева. «Светелка»
керамика, ткачество, видео.

Глубоко личное показывает нам Устина Яковлева. В своих путешествиях по земле ее предков, она вдохновляется природой и ритуалами русского Севера. В своеобразной «светелке» художница, ее мать и бабушки вместе работают, поют, рукодельничают, реконструируя традиции семейного быта и досуга 100-летней давности. Поиск корней и собственной идентичности – тема, возникшая от соприкосновения с подлинной природой и обычаями республики Коми.

 

Татьяна Баданина. «Реквием», «Белое безмолвие»
световая инсталляция, живопись: холст, масло

Великая оберегающая силы молитвы, зашитой в гимнастерке бойца – вот история семьи художницы Татьяны Баданиной, которая реализована в инсталляции, несущей свет и надежду. Рубашка становится символом жизни. Инсталляция сопровождается аудио- рассказом   матери художницы, это ее подлинное воспоминание, дарованное потомкам. 

 

Аннушка Броше. «Подпоясанные»

керамика, ткачество. 2021

Проект Аннушки Броше «Подпоясанные» строится вокруг исследования антропоморфности в образе подпоясанных   женских торсов, своеобразных глиняных сосудов,  и  женских практик, таких как ручное творчество.  Этимология слова «подпоясанная» интерпретируется автором как система меняющихся отношений к женщине в обществе, осмыслению роли традиционного уклада жизни. Проект был задуман художницей, как объединение утилитарной гончарной керамики, напоминающей посуду для русской печки и издавна используемой в быту, и коми поясов,   атрибута национального костюма. Тактильное соприкосновение с самым обычным материалом – глиной, рождает силами художника – женщины в сотрудничестве с мастерицами гончарного и ткацкого промыслов – невероятные образы в основе которых лежит переплетение традиций и преемственности местных ремесленных промыслов, их аутентичность и подлинность.  В орнаментах поясов Броше можно заметить одно наиболее часто повторяющееся слово — «ЗАЧЕМ», один из важнейших граффити слоганов сегодня. «ЗАЧЕМ» мы живем, зачем делаем то или это, зачем, нужно ли стягивать женщину?

 

Катя Бочавар. Серия графических работ «Без названия»
бумага, тушь. 2021-2022

Графические работы Кати Бочавар, это своеобразные окна в мир «женского космоса». Автор всю жизнь ведёт своего рода дневники, наблюдения, внутренний диалог с собой посредством зарисовок в блокнотах, альбомах и тетрадях. Эти дневники путешествуют вместе с автором, меняется география проживания, но остаётся узнаваемый почерк и константа личного достаточно интровертного и наполненного внутреннего мира. Это своего рода дневники жизни, которым автор придаётся наедине сама с собой, как женские практики рукоделия, или медитация, которые позволяют привести внутренние процессы в гармоническое равновесие. Художница работает без эскизов, очень уверенной рукой создавая невероятно сложные узоры, в которых белое и чёрное в контрастных соотношениях переходят друг в друга через возникающее «магическим» образом серебро. Как при помощи фломастеров с небольшой градацией оттенков возникает это поле мерцания, остаётся авторский тайной, но магия притяжения зритель испытывает несомненно. Так личные эмоции, чувства, переживания обретают новые фигуры и абрисы, а их динамика свидетельствует об удивительной духовной силе автора и высоком художественном мастерстве и позволяет заглянуть в мир личный, женский, чувственный.

 

Мария Арендт. «Синергия»
вышивка, видео, маски. 2022

Семейная память, связь обстоятельств жизни, судьбы и любви переплелись в фактах собственной   биографии и экспозиции художницы. Синергия с прошлым, невероятная смесь верований, национальностей, интересов и культур предков – послужили толчком к созданию вихря ассоциаций и реминисценций памяти художницы, в ее тотальной инсталляции появляются элементы карнавальной культуры. Ее недосказанность, двойственность, таинственность «масок» предков отсылают зрителя к его собственным корням и историям, сплетению фабул сюжета самых различных биографий, при этом неопределённость будущего и силы наследственного витают над всем происходящем в проекте,  история жизни предков   продолжается потомками в полной мере осознающих и тот груз ответственности, который мы несем перед именем и честью своей семьи, а также является оберегом и проводником в мир, наполненный их ментальной   поддержкой и энергией.

 

Дарья Коновалова – Инфанте. «Античная фигура»
живопись, холст, масло. 2022

В инсталляции Дарьи Коновалова – Инфанте образ античной героини соткан из множества неваляшек, как метафоры несгибаемой сути, она воплощает неутомимость женской натуры и ее целостность при одновременной многозадачности жизни и решаемых по ходу проблем.

 

Наташа Тарр. «Любовь и преступление»
графика

Наташа Тарр обращается к теме тату, но не к просто как модному аксессуару времени, а к истокам их происхождения, к историям, связанным с криминальными татуировками, в которых отражен сложный мир иерархий и отношений, мужчин и женщин, страстей и обманов, надежд и драм. Художник разрабатывает свои визуальные образы в том числе используя и сложившуюся символику, доводя ее до гротеска, и перенося изображения со штампов на тело, а их значения на  современное общество с его социальными проблемами. 

 

Елена Слобцева. «Трава. По мотивам И.И.Шишкина»

компьютерная анимация, проекция, инсталляция. 2019-2022

Елена Слобцева, художница из Перми, использует весьма брутальные элементы в своих объектах и инсталляциях – это забытые уже строительные скобы, эти же элементы лежат и в основе ее видеопроектов.  Скобы складываются в пауков и становятся знаками времени, истории, то ли как обереги, то ли как кошмары из прошлого. Они плетут паутины, ползают, скрепляя, оставляя следы, связывая что-то невидимое и неведомое. 

 

Евгения Буравлева. Проект «Чужие впечатления»

живопись: холст, масло. 2022

Евгения Буравлева представляет большой живописный проект, который создан ею на основе чужих фотографий, собранных   из соц. сетей. Художница экспериментирует с жестом максимального самоустранения от изображаемого ею. Она проводит важнейший для себя опыт, и заимствует «картины» у своего зрителя, уступая ему право фиксации переживаемого им момента, перенося его на холст в попытке пережить увиденное чужими глазами. Каково это, увидеть некую реальность   и попытаться в ее «присвоении» (на использовании фотографий было получено разрешение от каждого) почувствовать мир иначе и изобразить его так, как видел кто-то другой, хотя быть может ты сам смотрел в ту же сторону в тот же момент рядом…

08.03.-31.03.2022