Вокруг Хармса. К 110-летию со дня рождения

pagetitle_image-2

Галерея «КультПроект» представляет выставку, посвященную Даниилу Хармсу и приуроченную к 110-летию со дня его рождения. 


Не всегда  решающим аргументом для выбора той или иной темы выставки является юбилейная дата. В этом, уже третьем по счету проекте галереи «вокруг Хармса», основным мотивом явилось наше личное представление об особой  уместности этой выставки в контексте сегодняшнего дня.  В новом проекте принимают участие прекрасные художники – знатоки творчества Хармса из Москвы и Санкт-Петербурга, которые не только интерпретируют его  произведения, но и создают новые собственные идеалы, сберегая традиционные ценности, транслируя их во времени и демонстрируя особое понимание и знание  литературного наследия и событий из биографии писателя, чувствуют атмосферу эпохи. 
Хармс предстает перед нами человеком, которому были доступны уникальные возможности, окрашенные особенностями характера и натуры, с незаурядным талантом, плохо понятым его современниками. Возможно, что и сейчас знакомство широкой аудитории с творчеством Хармса ограничивается кругом его блестящей поэзии для детей, в то время как он был автором и организатором манифестов и выступлений общества ОБЭРИУ, устраивал эпатажные чтения, декламации, обсуждения в кругу своих современников, видя в своей аудитории, в первую очередь, зрелого читателя.  Его взгляды на литературу, попытки разрешить внутренний конфликт личного восприятия, во многом далекого от реалий дня мира, были сопряжены с формированием идеала, который находился вне или  противоречил окружающей действительности. 

Ни детство Хармса, ни его юность, ни тем более зрелые годы не проходили безоблачно. И сложная семейная обстановка, и взаимоотношения с родителями, и личностные особенности родителей, и православная интенция, через некоторое время отринутая юношей, и несклонность к учебе... – все это являлось черточками к портрету будущего писателя.

В его жизни и творчестве видны алогизм и «левость», но не в политическом смысле. Здесь важнее его близость в какой-то момент к лефовцам, филоновцам, Малевичу, поэтической зауми и влияние на него Введенского как старшего (пусть и всего лишь на год) товарища. Детские впечатления и круг его литературных интересов сохранены в дневниковых записях поэта. Здесь и попытка сразу же соотносить себя с огромным культурным контекстом, наблюдение за окружающим бытом и людьми, внутренняя незащищенность и трогательность, маскируемые эпатажем... Список черт характера Хармса можно долго продолжать.  Интересен опыт художественного осмысления конфликта, который у Хармса имел вполне житейские очертания. Болезненность, тревога, испытание голодом, неумение встраиваться и приспосабливаться. И трагическая развязка молодой жизни, и смерть – преждевременная и ужасная.

Дмитрий Быков назвал Хармса «одним из самых влиятельных поэтов XX века» по тому воздействию, которое он оказал на художников и писателей своеговремени, и продолжает оказывать до сих пор. 

Интерес Хармса к классикам мировой и русской литературы – Льюис Кэрролл, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Густав Майринк и другие, косвенная связь с Францем Кафкой – создали в данной экспозиции отдельную ее часть, представленную работами следующих художников: Гариф Басыров, Игорь Макаревич, Юрий Ващенко, Александра Гарт. Во многом именно из Кэрролла вышли «обэриутский юмор и мировосприятие» Хармса, как написал Валерий Шубинский. 

Художники Анатолий Белкин, Александр Шишкин-Хокусай, Владимир Козин, Петр Перевезенцев, Сергей Якунин, Саша Лунякова представляют объекты и пространственные инсталляции, связанные с миром абсурда и алогизма в творчестве главного обэриута и «инопланетянинав своей стране». Материализация невозможного реализована ими изнутримира «безбытного», чем погружает зрителя в атмосферу «симуляции вокруг Хармса». 
Александр Позин обозначил в своей работе на ржавом металле  пристанище Хармса своего рода мемориальной «табличкой» – «Здесь жил Хармс», адрес которого временно обрел своим пространством галерею, предполагая в будущем и новые адреса, по которым будет временно «прописан» поэт.

Художники Ирина Васильева, Денис Трусевич, Юрий Штапаков экспериментируют в заданной теме «абсурда» в жанре «книги художника и инсталляции».

Интересующим его писателям, Хармс присваивал стихии, «воздушные» и «огненные». Ряд художников-участников выставки обращаются к теме «взаимоотношений» Хармса с Пушкиным, Гоголем и Достоевским:  Алексей Трегубов делает это в «ленте» комикса, Петр Перевезенцев в стопке «дневниковых заметок» писателя,  Александр Галицкий в  яркой экспрессивной манере живописных работ, выполненных в смешанной технике. 

Александр Джикия создает «абажуры» Хармса (в жанре «книга-альбом художника») – на подобном Хармс рисовал на дружеских вечеринках в своей квартире.

Кроме того, на выставке показаны документальный фильм Варвары Уризченко «Другая линия», любезно предоставленный киностудией им. Горького, и мультфильм Дмитрия Лазарева «Хармониум». 

Приносим благодарность всем художникам–участникам проекта!


Гариф Басыров 

Анатолий Белкин 

Ирина Васильева

Юрий Ващенко 

Саша Галицкий 

Александра Гарт 

Александр Джикия

Владимир Козин 

Дмитрий Лазарев

Саша Лунякова 

Игорь Макаревич 

Петр Перевезенцев 

Александр Позин

Алексей Трегубов 

Денис Трусевич 

Варвара Уризченко 

Александр Шишкин-Хокусай 

Юрий Штапаков 

Сергей Якунин 
 

 

Кураторы проекта: Юлия Манусевич, Ирина Солнцева 

 

При поддержке artPR KarneevaGroup, Киностудии им. Горького и Галереи "Ковчег"


10.11. - 13.12.2015