Галерея КультПроект начинает цикл новых выставок - "Контексты среды".

Выставки цикла:

«Архипелаг павлина» 25/02 – 18/03/2016

«Девы сумрачной хребет» 24/03 – 15/04/2016

«AIR» 19/04 – 13/05/2016

Проект «Реабилитация» 09/06 – 30/06/2016


Попытка представить многообразие мира через множественность контекстов кажется интересной, но с самого начала носит характер утопического моделирования мира, не поддающегося логическому или строго научному описанию. Здесь мало применима линейная логика или какие-либо математические модели. Множественность контекстов, в которых одновременно пребывает человек, с одной стороны, подлежит некоторой типологизации, как то: контексты природные, социокультурные, исторические, архитектурные и т.п. Эти типы, являясь бесконечным множеством, могут отослать нас как к вымышленному пространству контекста, так и к органической, технической или любой другой рукотворной или нерукотворной среде.

Поле художественных смыслов является следствием создания индивидуальных художественных образов и связано с авторским видением, личностной окраской и т.п. Пространство авторского вымысла подвергается анализу, и его дальнейшее бытование осуществляется уже в форме новых образов, возникающих в ходе рефлексии зрителями. Эти образы  могут как не иметь общих точек пересечения с первоначально заложенной идеей, так и продолжать или дополнять ее.

Сложность устройства мироздания распадается на множественность существующих или вымышленных контекстов, которые разрушают стереотипы в представлении о его устройстве. Так, художники сталкивают своего зрителя с миром не только реальных сред, но и вымышленных авторами произведений, творящих свою собственную вселенную, в которой возможно появление и нового, неизвестного раннее типа контекста. Наверное, следовало бы обратиться к научно обоснованной проблематике художественного контекста, но мы выбрали свой интуитивный путь дилетантов в раскрытии этого сюжета.

Художественный контекст может приблизить нас к пониманию утопий или реалий, сделать участниками этих вымышленных или существующих миров, в которые мы планируем погрузить нашего зрителя на несколько ближайших месяцев.

Собственно говоря, одна из задач нашего проекта – демонстрация  многообразия контекстов существования (благодаря согласию участников проекта приоткрыть и продемонстрировать их нам в своих произведениях), которые имеют властную силу увлечь своего зрителя в среду, имеющую качество непрерывности, художественной целостности и абсолютной персональной авторской ценности.

Находясь как бы внутри этого художественного высказывания, зритель погружается в тот самый контекст, который рассказывает как о существовании «нереальных реальностей», «несуществующих сущностях», так и воображаемых или абсолютно узнаваемых мирах.

В рамках одного проекта нам хотелось бы показать различные модели отношений от мягких соприкосновений до столкновений с контекстом, от своего рода мечты или прекрасного вымысла до конфликта с  его субъектами.

Пространство взаимодействия персонажей и элементов внутри различных художественных систем, предложенных авторами, может носить как гармоничный характер, так и вступать в конфликтные отношения, подобно антитезе консонансному звучанию в контексте среды.  

В общем строе контекста одна единица его наполнения поддерживается существованием другой, создавая сбалансированную систему подчиненных связей в едином целом. Или же, отношение элементов предстает как некий диссонанс, который может как разрушить, так и усилить значение контекста и звучание его в целом или его частях, используя контрасты и противопоставления.

Пространство художественной фантазии и авторские контексты ее существования могут содержать как поле вымыслов, так и социально-ориентированных ситуаций, реагируя на среду и её наполнение.

Разрушение контекстов – через преодоление реалий социальных сущностей, направленное на созидание вопреки им, – также включено в сферу нашего внимания. Такое отношение демонстрирует преобразующий вектор в художественных произведениях, авторы которых непримиримы по отношению к подобным контекстам или сами пострадали от существующих в них типов конфликтных и враждебных человеку ситуаций (как то: в сфере социальных прав и свобод, характере деятельности существующих организаций образования или здравоохранения, способов межличностных отношений и т.п.).

Контекстуальное видение среды предполагает авторами понимание её устройства, структуры, иерархии элементов, их масштаба. В воссоздании контекстов лежат идеи гармонии и хаоса (как потенциальный носитель элементов будущей гармонии, хаос не означает беспорядок, он содержит и потенциал будущего развития).

Контрастно-нюансные отношения, взаимодействие с существующими элементами, отношение размеров и масштабов, акцентов и доминант в общей ткани контекста играют определяющую роль в сложении его образа, культурно и художественно значимого.    

Демонстрация подобных проектов – это своего рода рассказ о преобразующей силе духовного и созидательного, которое позволит своему зрителю прикоснуться к вопросам творчества и нахождения своих собственных путей построения ярких пространств, наполненных общезначимыми и личностно окрашенными контекстами.

Следуйте за авторами проектов, позвольте себе раскрепоститься, отринуть мир стереотипов и погрузиться в иные контексты бытия.

 Юлия Манусевич

____________________________________

Первый проект в рамках цикла - "АРХИПЕЛАГ ПАВЛИНА" петербургских художников Влада Кулькова и Марьи Дмитриевой.

Инсталляция выставки представляет собой трехчастное пространство. В экспозиции будут присутствовать керамические объекты; разнообразные найденные художником предметы, схемы и документы; объекты "зияние" и "часовня" с росписью внутреннего пространства. 

"Можно вообразить, попытаться представить себе путешествие, в которое вы вскорости отправитесь – на чем зиждится эта фантазия? Дороги, пройденные уже доселе, дороги к внутренним морям, реконструкция новости, которая со временем превратилась в сентиментальный архив – приятная щекотка памяти расщепляет видимую фигуру странника, чтобы соткать из выгоревших ситцевых бредней буквально духа, провидца, чародея и знатока всевозможных поверхностей, по которым возможно проложить маршрут новой фантазии. Так же обстоит дело с описанием выставки, неувиденной еще во плоти самими авторами. Пока что мы представляем себе этот путь к архипелагу павлина как повествование, нелинейный роман, в котором каждая глава, воплощенная через живопись, графику или же опредмеченная в скульптурной композиции, находит свое место среди других глав, встраиваясь в уникальную последовательность благодаря читателям-чародеям, коими и мы, авторы стремимся перевоплотиться. Найденные предметы, зарисовки, сделанные в дальних странствиях, выдержки из дневника наблюдений за странными культурами и работы, синонимичные размышлениям об отступающем обратно в область вымышленного периоде – всё это послужит материалом для воссоздания метафорической карты воссозданного архипелага".


Марья Дмитриева

25.02.-18.03.2016