Виктору Умнову посвящается...

pagetitle_image-2

В январе 2022 года в галерее «КультПроект» состоялась выставка графики Виктора Умнова, приуроченная к его 91-му дню рождения. В декабре этого же года Виктора Умнова не стало. 

Настоящий проект посвящен памяти художника и включает произведения, относящиеся как к раннему этапу его творчества 60–70 гг., так и самые последние работы художника, выполненные им в 2020–2021 гг. Работы демонстрируют как фигуративный этап творчества художника, так и его афористические тексты, написанные экспрессивным письмом. От линии и формы — к знаку и жесту.

Ранние работы и иллюстрации художника уже давно стали музейной редкостью и представляют собой фигуры, выполненные обобщенно и резко. Практически каждый персонаж узнаваем, автобиографичен, а фигура самого художника присутствует в некоторых листах. Автор смотрит вдаль и немного отвернут от своего зрителя, его присутствие эфемерно, и он погружен в состояние глубокого раздумия. Это достаточно характерная поза художника, который потеряв зрение, всегда при этом был чрезвычайно внимателен к «осмотру» произведений искусства на вернисажах, с чуть наклоненной головой и как бы немного отстраняясь от рассказчика, пытался представить каждый сюжет, манеру и характер изображения, о котором ему в этот момент рассказывали. Такое углубленное внимание к жизни, глубокое проникновение в сущность, философичность были свойственны характеру и натуре художника, который был крайне избирателен в своих публичных посещениях выставок.

В основной части экспозиции представлены более поздние работы Виктора Умнова, где основным сообщением становится вербальная конструкция, авторские афоризмы (его книга «Слова и паузы» была опубликована ГЦСИ в 2005 г.) объединены в пластическую композицию. Особенностью этих работ является не только непрерывный текст, но и дальнейшая работа с ним, экспрессивное вычеркивание, жестовое вымарывание, уточнение сообщения до минимальной смысловой единицы, лаконизм и особенности авторского текста. В нем как будто бы отражается внутренний диалог автора с самим собой, мысли, раздражение и согласие, внутренний спор, импульс, размышление.

Целый ряд текстов посвящен отношениям мужчины и женщины, проблемам человеческих отношений, роли искусства и персональной ответственности художника перед самим собой и обществом. 

Афоризмы иногда наслаиваются друг на друга, меняется размер текста, букв, пространство превращается в своего рода палимпсест, в котором сохраняется смысл фразы, сообщения, возникает законченное высказывание, яркое по форме и концентрированное по смыслу. Жест «вымарывания» или вычеркивания — импульсивный или глубоко продуманный — отражает как темперамент художника, так и его требовательность к слову и смыслу, которые превращаются им в монументальный знак.

Ритмические композиции из текстов как на металле, так и на бумаге обладают особой экспрессией, они пронзительны и точны, они отражают парадоксальный строй мыслей, склонность к обобщениям и способность выявить наиболее сущностное в любом процессе или явлении. Материал, его фактура, грубая необработанная поверхность помогают зазвучать слову с особой силой, наделяя его темпераментом и глубиной. 

Афоризмы Виктора Умнова:

«Профессиональная принадлежность к творчеству обязывает художника смотреть в лицо своей эпохи. Только дилетанту позволительно повернуться к ней спиной».

«При всей кажущейся невостребованности современного искусства, оно неизменно находит свое место в жизни хотя бы потому, что показывает нам, кто мы и куда идем».


__________

Виктор Умнов (1931–2022)

Родился в Москве. Окончил Московский Энергетический институт в 1955 году. С 1954 по 1957 год занимался в художественной студии. С 1958 по 1962 год работал под руководством известного книжного графика М. П. Клячко. Профессионально искусством стал заниматься с 1962 года, работая первоначально в книге. Тогда же начал участвовать в выставках книжной графики и прикладного искусства. С 1964 по 1989 год работал художником в Мастерской рекламно-прикладной и промышленной графики. Одновременно с этим постоянно занимался станковой живописью и графикой. В 1972 году вступил в Союз художников СССР. С 1987 года стал допускаться к участию в выставках станкового искусства. Начиная с 1977 года, обратился к литературному творчеству, в результате чего к 1983 году у него сложилась целая книга афоризмов. С этого момента тексты из этой книги начинают появляться в его живописных и графических работах и соединяться с пластикой. Сначала они ложатся в основу абстрактно-символической живописи, с 1988 года становятся темой и содержанием графических работ и объектов на жести. Сама книга под названием «Слова и паузы» была издана в 2005 году.

Работы художника находятся в собраниях: Государственной Третьяковской галереи, Москва; Государственного Русского музея в Санкт‑Петербурге; ГЦСИ, Москва; Московского музея Современного Искусства, Московского Литературного музея; музея «Зиммерли» в Нью Брунсвике, США; музея Дьюк Университета штата Северная Каролина, США; Комиссии европейских сообществ в Страсбурге; музея «Новый Иерусалим», г. Истра Московской обл.; в коллекциях Нортона и Нэнси Додж Нью-Джерси, США; Э. Пешлера, Цюрих, Швейцария; Роббера Обера, Кент США; Е. М. Нутовича, Москва; М. М. Алшибая, Москва; Светланы и Андрея Коллеровых, Москва; Рустама Сулейманова, Москва; А. Миронова, Москва; и в других частных собраниях России, США и Европы

18.05.–24.06.2023