Незримые города. Пространство гипертекста. По мотивам Итало Кальвино.

pagetitle_image-2

 

 

Проект «Незримые города. Пространство гипертекста» по мотивам романа Итало Кальвино «Незримые города».

Тема идеального города - одна из ключевых в теории и истории архитектуры. Отражение представлений об идеальных пространствах мы можем найти в текстах, планах, остатках древних городов.

Римские оси «декуманус-максимус» и «кардо», «пасседжиато» итальянских городов с портиками и кампанилами, устремленные вверх готические соборы с разинувшими пасть горгульями, и поддерживающими их колонами с аркбутанами и контрфорсами. Что все это всякий раз, как не реализация идеалов эпохи?!

Произведение известного итальянского писателя Итало Кальвино «Незримые города» дает возможность еще раз помечтать каждому на тему города-идеала, города – памяти и города воплощенных или нереализованных фантазий.

Текст Итало Кальвино сравнивают по структуре с текстами «Тысячи и одной ночи», «Декамерона», «Алисы в стране чудес». В нем искажается пространство, нет ощущения конкретного времени, объема - все неуловимо, недосказано, зыбко. Тексты Итало Кальвино не позволяют просто формализовать и визуализировать некие фантазии писателя на тему городского устройства, они являются лишь ключами, создающими у каждого читателя свои ассоциативные ряды.

Города Итало Кальвино изменчивы по своей структуре, они «переезжают» с места на место, меняются своими частями, отражаются и не равны своему отражению. Они разнообразны и отличны при восприятии с воды и суши, они своего рода оазисы в пустыне и пространства невысказанных чувств.

Марко Поло и Кубла Хан – два персонажа романа, которые играют вспомогательную функцию слушателя и рассказчика. История города разыгрывается Марком Поло в его диалогах и пантомимах с Кубла Ханом – не имеющими общего понятного им обоим языка, через некоторые предметы и знаки. Они создают свои симулякры, свои представления или города своей мечты.

На основе этого литературного материала Станислав Азаров и Алексей Шилов создали свои офорты, в которых они отразили свои представления о фантазиях Кальвино.

Так и зритель может находится в тех же отношениях с офортом и эскизами, представленными на выставке, он свободен от них, они являются ключами к миру его собственных фантазий.

Текст Итало Кальвино относят к т.н. «гипертексту», пользуясь основными его понятиями мы старались выстроить и нашу экспозицию. Нет непрерывной сюжетной линии. Нет точно заданного начала и конца. Как в текст, так и в пространство выставки можно «войти» с любой главы, любой точки, любого офорта, прошлое или уже случившееся не влияет на восприятие нового и грядущего. Будущее не зависит от прошлого, прошлое не влияет на настоящее. Ткань повествования разорвана, но общее пространство непрерывно, каждый сюжет и каждый офорт имеет множественность смыслов и интерпретаций.

Выставка разработана кураторами как мультимедийное пространство, в котором одновременно используются разные средства отображения информации: офорты (Алексей Шилов и Станислав Азаров), тексты (Итало Кальвино), макеты (художник Татьяна Азарова), звуки и видеоряды (видео-арт художник Дзогаба). По заказу галереи «КультПроект» был подготовлен видео-арт о работе над офортами.

27.02. - 29.03. 2009.