12 марта в столичной галерее «КультПроект» откроется выставка, посвященная проблемам пространственных экспансий, погруженности обитателей среды в городской контекст и поиску «корней», кроющихся в дуалистическом сознании горожан.

В последнее время одной из актуальных тем является обсуждение перспектив развития Москвы. Столица и ее радиально-кольцевая структура привлекает пристальное внимание отечественных и зарубежных специалистов, моделирующих новые векторы ее развития. На фоне становления парадигмы 80-х гг. так называемого «Нового урбанизма», дискуссия о существовании разных подходов к городскому развитию и существованию различных типов мироощущения, разгорается с новой силой и активно заявляет о себя и в современном искусстве.

Неосознанно, художники продолжают развивать свое понимание среды в рамках одного из неразрешенного когда-то спора между урбанистами и дезурбанистами. Тенденции начала ХХ века и первые годы пятилетки, ломая деревенский образ жизни, умонастроения ее обитателей, приводили к созданию высокоплотной застройки с промышленными зонами, врезающимися в тело городов, перекраивая структуру поселений, ломая традиционные связи с рекой, развивая многополостное автомобильные трассы и железнодорожные пути, отчуждающие городские территории друг от друга. Эпоха промышленных революций начала ломать привычный уклад в Европе значительно раньше чем в России, темпы интенсивного строительства новых городов в России стали нарастать лишь к середине 20 века. Многие до сих пор не только хорошо помнят патриархальный уклад деревни, но и провели в ней свое детство, периодически возвращаясь к иному, отличному от городского, образу жизни.

Зачастую из детства встают картины «деревенской» жизни, которые несут в себе признаки «дезурбанистического» подхода. Столкновение и смешение этих образов неминуемо отражается в искусстве.

Так, в работах художников Евгения Гора и Николая Наседкина, это столкновение носит философский характер, возникают инсталляции-размышления, своего рода художественные притчи на тему ценностей «городского» и «деревенского».

Люди, сформированные в рамках «городского типа» ментальности, с не меньшим вниманием обращаются к проблеме современной застройки. Безрадостные пейзажи санкт-петербургских окраин безжалостно или с легкой грустью запечатлевает художник Александр Дашевский.

Инсталляция Петра Белого «Мой микрорайон» (реконструкция работы 2008г.) содержит желание запечатлеть детские воспоминания, сохранить признаки советской утопии. Хрупкие коробки, составленные из найденных художником слайдов, дышат эфемерными воспоминаниями. У каждого дома своя история и сюжет, просвечивающий в редкое освещенное окошко слайда. Воспоминания о том, что было общим местом и повседневной реальностью для тысяч горожан утрачивается, но в тоже время обретает материальное воплощение в произведении искусства.

Работы Николая Онищенко стоят на границе этого "диспута", он поэтизирует следы урбанистической культуры, которая при этом органично взаимодействует в его произведениях с природой и естественным ландшафтом.

И только посетитель выставки, погруженный в среду обитания, которую транслируют в своих работах художники, сам для себя определит, что ему ближе и где ему комфортней.

12.03.2014 - 12.04.2014