Худграф 2010. Caricare

pagetitle_image-2

Галерея «КультПроект» представляет выставочный проект, объединенной темой «исторического круговорота», которая нашла свое наиболее острое выражение в карикатуре. Работы классиков этого жанра оказываются понятными и спустя более чем полвека - ясны проблемы, узнаваемы персонажи.

Дружеские шаржи, творческого союза Кукрыниксов, бытовая и производственная сатира блестящего рисовальщика Константина Ротова (1902 - 1959), «папы Мурзилки» - Аминадава Каневского (1898 – 1976) и художника Виктора Коновалова (1909 – 1995) – легли в основу экспозиции.

Блестящая плеяда рисовальщиков, иллюстраторов классической и детской литературы, мастеров плаката и карикатуры, все они (кроме Константина Ротова) получили образование во ВХУТЕМАСе – Вхутеине.

В Московский Вхутемас художники Кукрыниксы съехались из разных концов. Куприянов из городка Тетюши недалеко от Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Первая коллективная карикатура создана Кукрыниксами в 1924 в студенческой стенной газете Вхутемаса. "Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой» - писали художники.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. Кукрыниксы выпустили несколько альбомов с шаржами на писателей (в сопровождении эпиграмм А. Г. Архангельского), фрагменты из которых будут представлены на выставке.

Кукрыниксы вместе с Дени, Моором, Бродаты, Черемных, Борисом Ефимовым создали в мировой культуре абсолютно уникальный феномен — «положительная сатира».

Сатирические образы, созданные художниками, правдоподобны и неожиданны, они созданы в реалистической манере «на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического».

Аминодав Моисеевич Каневский в 1921 году из воинской части был командирован учиться во ВХУТЕМАС и в 1924 по окончании рабфака был принят на графический факультет. Особенно сильное влияние оказал на Каневского Дмитрий Стахиевич Моор. Каневского хорошо знают как автора веселых рисунков в книжках для детей «Буратино» А.Толстого, сказкам К.Чуковского, острых карикатур в «Крокодиле», чудесных иллюстраций к произведениям Гоголя, Салтыкова-Щедрина.

«На страницах «Крокодила» его карикатуры узнаются сразу, привлекая к себе внимание сначала декоративными качествами композиции, затем особенным; свойственным только Каневскому комизмом, которым насыщены и образное решение и самый графический язык». - М.Йоффе.

«С первых шагов самостоятельной творческой деятельности Каневского проявилась в его рисунках яркая индивидуальность художника, обладающего острым критическим глазом и поистине неистощимым чувством юмора. Свое отношение к отрицательным сторонам действительности он выражал решительно и резко, доводя обострение характерных черт в художественном образе до фантастического преувеличения, до гротеска».

Константин Павлович Ротов родился в г. Ростове-на-Дону в семье донского казака...

Окончив городское пятиклассное училище, поступил в Ростовское художественное училище. С 1916 г. Работал в печати. В 1922—1923 годах начал работать в журнале «Крокодил» и постоянно в нем печатался до 1940 г. За этот период был сотрудником многих журналов и газет.

В 1940 году был арестован по ордеру Берия и пробыл в ИТЛ до 4 января 1948 года, затем без предъявления каких-либо обвинений был отправлен на бессрочное поселение в С-Енисейск. В 1954 году решением Военной Коллегии Верховного Суда СССР был от ссылки освобожден и полностью реабилитирован и работал в журнале «Крокодил».

«Удивительный природный вкус и художественный такт уберегали Ротова от чрезмерного сатирического пересола или пережима, которые подчас вредят работам очень талантливых художников. Ротов никогда не уродовал людей, не «окарикатуривал» их до кретиноподобного обличья, а очень точно, с неопровержимой и веселой наблюдательностью подчеркивал и как бы брал под увеличительное стекло их смешные стороны …» - Борис Ефимов.

В экспозиции будут представлены удивительно светлые работы художника трагической судьбы. Черно-белая графика 30-х годов, акварельные рисунки 40-го года и 56-57 г.г. Полная мягкой иронии серия «люди – звери», Виктов Яковлевич Коновалов в 1929—1933 гг. – учился во Вхутеине и Московском полиграфическом институте у Л. А. Бруни, В. А. Фаворского, П. Я. Павлинова, Л. Г. Бродаты. Коновалов известен как иллюстратор, плакатист, карикатурист, долгие годы был главным художником журнала «Крокодил».

1.04.2010-4.04.2010