«Миры Юрия Купера» - именно так хочется назвать проект, в котором представлены театральные эскизы и рабочие материалы этого выдающегося художника к опере Бизе «Кармен». Большой интерес вызывает отношение художника к литературной ткани произведения, хочется предположить, что с одной стороны, Купер внимательно следует сюжету в создании основных сцен, но при этом, он разрывает временные границы, и приближает произведение конца 19 века к ощущениям сегодняшнего дня. С другой - так ли важен для него сюжет, если речь идет о глубине пространственного звучания, непрерывной ткани визуальных образов. Купер работает не просто с размером, цветом и масштабом, а самой вовлеченностью зрителя в театральное действо. Портал сценической коробки и планшет сцены – лишь ограничительные плоскости, но не барьеры. Пространство длится, дробится, наполняется воздухом – оно самодостаточно, его переполняют звуки, шорохи, предчувствия. Все сливается в полутона и намеки, все чувственно и недосказано. Рассматривая эскизы, понимаешь, что смысл и сюжет - лишь отправная точка для Мастера, сдерживающем бурю чувств в монохромном пространстве. Конкретные условия и обстоятельства сюжета не служат сдерживающим фактором для создания вибрирующих пространств Купера. В подобном мире рождается новый сценический образ Кармен, время перестает иметь значение, потому что на первый план выходит чувство, щемящее и персональное, то, которое художник посредством себя откроет в нас! Кажется, что Купер укрощает собственный пожар души, и это внутреннее напряжение, гармонизированное плоскостями и формами, заставляет зрителя раствориться в нем. Так, великое таинство искусства, осеняя собой зрителя, выливается в Театр великого художника, его собственные Миры. Сценография Юрия Купера продолжает его собственную традицию станковой живописи, при этом появляется новое измерение по глубине и новый отсчет во времени – Купер шагает в пространство архитектуры. Художник легко преодолевает конкретный объем, меняет впечатление от размеров и играет масштабами, разрушая представление о граничности происходящего театрального действа. Он погружает зрителя в глубокие центральные перспективы, использует принцип «заимствованного пейзажа» в сцене в горах, делая их соучастником сцены, а не просто фоном для развития сюжета. Композиция сцен уравновешена, по-своему монументальна. Поверхности объемов и плоскости интерьеров текстурно проявлены, рельефны, выпуклы. Плоскость заполнена «кавернами» времени, неровностями и шероховатостями. Купер анализирует, расчленяет и выстраивает пространство, создавая ритмы, уходящие в глубину сценической коробки, преодолевает ее размер. Архитектурные объемы и элементы его декораций материальны и ирреальны одновременно, в отношении к детали он сродни фламандским мастерам, вскрывает предметную сущность наполнения сцены. При этом воздух в его декорациях плотен, насыщен, витален, художник погружает зрителя в процесс созерцания форм. Широк диапазон творческих приемов, которые составляют авторскую манеру художника. Глубина пространства и внимание к детали естественным образом уживается друг с другом, увеличивая количество получаемой зрителем информации. Плотность художественного сообщения такова, что нет второстепенных деталей, все включено в целостный визуальный ряд. Купер, подобно мастерам прошлого, выступает мыслителем, художником, ремесленником, не отделяя себя от замысла, процесса и результата, творческое и есть личное для него. Для художника интересна не только сама форма, а процесс размышления над ней, раскрытие подлинной сути вещного наполнения, явившей свой конечный облик в результате соприкосновений с жизнью. В размышлении о творчестве Купера, таком неуловимо-конкретном, абстрактном и зримом, все время берут верх рефлексии, смутные состояния и недоговоренности, ощущение незавершенности происходящего и надежды на будущее. Его искусство естественным образом длится, ему характерны долготы и паузы, неспешность движений и неотвратимость дальнейшего, художник не боится молчания, ему комфортно в тишине неуловимых сценических процессов - до репетиции, до премьерной жизни кулис. И вся энергия работы, не уходит вслед за мастером, а остается в пространстве сцен. Зритель же впадает в задумчивость, оцепенение, радость от встречи с по-новому прочитанным произведением, начинает присваивать себе картины и сцены, созданные Купером, выстраивая в воображении уже «свою» жизнь героев. Проявленные фактуры, нюансы светотеневых отношений, работа над поверхностью – вот то, что составляет визуальный эффект той жизненной патины, которая превратила фрагменты декораций в элементы давнего, старого, подлинного с длинной судьбой. Подготовка к выставке шла в течении 4-х месяцев в постоянном сотрудничестве с художником. Пространство галереи было преобразовано согласно замыслу Юрия Купера, световое решение консультировал художник по свету, заслуженный работник культуры Дамир Исмагилов. Специально к выставке в уникальной манере Мастером было подготовлено 12 эскизов костюмов, выполненных на металлических листах в смешанной авторской технике, которая позволила вывести их в плоскость самостоятельных станковых произведений. Это первый подобный проект Юрия Купера в России. И первый проект нашей галереи.
22.09. - 16.10. 2008