Галерея "КультПроект" представляет проект «Дневники странствий». Это вдумчивый разговор о персональном пути в искусстве 9-ти художников, о мире, жизни, географии от фактической до ментальной, от несуществующей до реальной. Пространство мыслей и чувств, в которых мы блуждаем в поисках своего пути, бытования, творчества, размышлений, образов.

Казалось бы, форма ведения дневников у художников весьма определённая: это визуальные образы, перенесённые различными способами на бумагу, холст, и т.д. Образы прямые, опосредованные, чувственные, отрефлексированные. Память часто играет шутки с авторами, предоставляя им вместо когда-то реального - уже переосмысленное, отстраненное. Дневник, созданный в момент события или когда-либо после, позволяет создавать автору «дневник в дневнике», превращая его из отстранённого объекта фиксации, в объект, в котором собраны переживания, наделённые новым отношением к прожитому. Дистанцирование от момента самого бытия или использование даже чужого дневникового материала позволяет создавать произведения, в которых осмысляется прошлое, фиксируются или видоизменяются конкретные ландшафты, они обретают новые формы выразительности, фотографии, портреты, семейные воспоминания, заметки и зарисовки превращаются в материал для создания чего-то большего, чем просто дневник.

Художники:

Семен Агроскин 

Мария Арендт

Петр Белый

Диана Воуба

Ольга Давыдова

Александр Дашевский

Максим Ксута

Александра Митлянская

Алла Урбан

 

Диана Воуба серия работ «Измерение тишины». Пространственная протяженность нашей вселенной, которую мы воспринимаем нашим разумом и чувствами, присутствует в этом мире как Тишина. Тишина есть не только в пространстве, но и внутри нас в виде бесконечной глубины. Когда мы целиком и полностью присутствуем, то соприкасаемся с ней как с безмятежным внутренним пространством неразума.

Александра Митлянская «По направлению к  Борромини». Формально статичные, словно застывшие в вечности, видеоинсталляции Александры Митлянской в реальности наполнены особыми состояниями - трепетностью и душевной взволнованностью. Погруженные в потоки времени, истории и культуры, объединённые вопросом "кто мы, откуда и куда мы идём?", они обращены к поискам смыслов нашего присутствия здесь, в этом мире. 

В видеоработе "По направлению к Борромини" мы попадаем во внутренний двор университета Sapienza (мудрость), расположенного перед легендарным строением Франческо Борромини - церковью Сант-Иво алла Сапиенца. Двор, окружённый с трех сторон двухъярусной лоджией с аркадой, создаёт уникальное состояние сосредоточенности, оторванности от непрерывной суеты человеческого существования и предстояния перед образом вечности - церковью, незримой сакральной точкой. Этот образ в визуально-смысловой системе художницы манифестирует божественное зрение - Всевидящее Око как оппозицию профанному - камере слежения.

Ритм шествия прохожих и ритмы архитектуры Борромини синтезируются, подчёркиваются и формируются ритмически речью Свидетеля, голосом русского поэта, лауреата нобелевской премии Иосифа Бродского, читающего свои знаменитые «Римские элегии»: «Ставя босую ногу на красный мрамор, тело делает шаг в будущее…» Виталий Пацуков

Ольга Давыдова серия работ «Шахта». Довелось мне побывать в таких специфически-промышленных краях и, конечно же, было интересно посетить шахту, увидеть труд шахтёров. С сопровождающим сотрудником в клети мы спустились на глубину 785м, он многое мне рассказал и показал.

Несколько часов в ином измерении, в мире преисподней, будто в безвременье. Тьма, ветер, сырость - сознанию были сложны непривычные ощущения иного жизненного пространства... волнение перед спуском в недра земли (только спокойные и сосредоточенные взгляды рабочих, стоящих рядом в клети плечом к плечу, помогли мне совладать с собой)… ходить ногами на ощупь…  бесконечные чёрные тоннели-лабиринты  казались безвыходными, лишь редкие вспышки света проезжающих машин, помогали лучше сориентироваться в окружающем пространстве …  в основном только налобный фонарик освещая ближайший путь, информировал о проходящем пути. Отсутствие обычных бытовых мест для рабочего пространства - на обед, на перекур, туалет… В таких жёстких и суровых условиях люди работают много часов. Посещение шахты было для меня очень ярким опытом "погружения" в совершенно иной, не только внешне, мир, но и внутренне, где как бы оголяется и проверяется сущность человека. В своих работах я исследую этот мир человека и мрака.

Александр Дашевский «Зеркало заднего вида». «Зеркало заднего вида задает другой вектор. Это взгляд назад. Взгляд настороженный, если не испуганный. Пройденный путь или прошлое представляются не такими безопасными и стабильными, запомненными и изученными. Светящееся пустое зеркало показывает отсутствие, утрату прошлого, от чего весь смысл и пафос движения теряется. Вообще, когда кто-то или что-то не отражается в зеркале – это не лучший признак. А если сзади порванная связь времен, приближающееся ничто, то вполне вероятно “objects in the mirror are closer than they appear”.»

Петр Белый серия работ «Романтический Апокалипсис». «…монотипии – попытка напечатления времени как некоей неотвратимой страшной стихии, грозовой атмосферой впитавшейся в поры бумаги, вобравшей в себя ее черноту. Настоящее не ухватить, оно вокруг нас – но уже не облаком безвременья, а разрывами света и тьмы. Можно только вглядываться в завораживающую фактуру печати, обнаруживающую свою двойственную природу: она одновременно и про глубину, пространственность, мрачные провалы; и про плоскость, вещественность…» Глеб Ершов

Мария Арендт «Архитектурный палимпсест». Я узнала, что многие исторические строения не сохранились до наших дней и были разобраны на строительные материалы. Это многократно повторялось, начиная со времен античности и до наших дней. Этот процесс не мог не сказаться на архитектурном облике и мировоззрении людей. В результате сложилась тенденция строить временные, легковозводимые строения - своего рода архитектурный палимпсест.В постройках и по сей день можно обнаружить следы прошлых эпох, которые представляющие ценность с точки зрения археологии, такие как древние камни и плиты. С позиции художника эта тема представляется мне крайне интересной. Легковозводимая архитектура, временная смешивается с осколками древних цивилизаций - это своего рода окно в прошлое.»

Алла Урбан  «Волна». «Материя, переходящая в свет, и свет оставляющей материю, заставляя ее сгущаться, превращаться в границы стихий, в переход из структурного в бесструктурное, пространство в остановленном времени, - эти образы-полюса живут в культурной памяти Аллы Урбан как архетипическая символика, встречаясь в парадоксе диалога. Ситуация «между», как граница,  как «место встречи», составляет в поэтики художницы собирающее начало, интегрирующее свет, время и пространство, где неопределенность переходит в уверенность, открывая путь как говорил Борис Пастернак, «ко второму рождению.» Виталий Пацюков 

Семен Агроскин серия «Даты 2023». «Основные базовые понятия нашей жизни иногда видны в простых предметах. Они материализуются в повседневности и обычно не останавливает нашего внимания. НО в них хранится память событий, мест, поездок и встреч. Очень нелегко вспомнить дату, время или попутчика. Но календарь помогает зафиксировать и продлить момент во времени. Недаром на фотографиях есть опция времени и даты. Мы пытаемся остановить течение жизни, замереть и навсегда запомнить. Совмещение слегка размытого образа и календаря с пометками мы восстанавливаем  в памяти прошлое и намечаем будущее, хотя смотреть вперед становится всё труднее..»

Максим Ксута  GOLDWASSER. Рисунком для серии гравюр на латуни послужила карта рельефа поверхности взволнованной воды, образованная последовательным чередованием плавных непрерывных линий, напоминающих по композиции и построению рисунка гильош. (Гильо́ш (от фр. guilloché — узор из волнистых линий), гильотировка — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой). 

Мне было очень интересно попробовать прорезать этот похожий на картографические изолинии рисунок в металле резцом или штихелем. При этом я сразу отказался от гравирования фрезами, поскольку для воплощения задуманного эффекта важно было получить максимально зеркальную поверхность стенок борозды. Совместно с инженерами центра художественного производства «Своды» мы разработали и реализовали уникальную авторскую технологию обработки поверхности латунного листа специальным инструментом.

Естественный или искусственный свет, попадая на грани «штриховки», следуя за движениями зрителя вдоль объекта оживляет плоскость латунной пластины, делая ее похожей на поверхность водного потока. 

Это мерцающее произведение я посвящаю памяти выдающихся мастеров Маурица Эшера и Вячеслава Колейчука, с давних пор вдохновлявших меня своими интереснейшими с концептуальной, а также визуальной стороны работами.

Отдельная благодарность мастерским фонда V-A-C, за предоставленную мне уникальную возможность проводить эксперименты на стыке новейших технологий и современного искусства в пространстве «Сводов».

9.09.-9.10.2022