Галерея «Культпроект» вместе с Домиком Чехова, где на время ремонта расположился Музей Маяковского, организует выставку «Шесть невозможностей до завтрака: английский нонсенс и русский алогизм». 

Такие разные художники

Зачем они собрались вместе?

Абсурд!

Ну да!

Потому и собрались.

Из любви к абсурду, составляющему едва ли не основу их творчества.

У каждого – по-своему.

И у каждого свои средства для выражения, свой язык, своя интонация.

Творчество Юрия Ващенко соотносится с английской традицией нонсенса, этого сплава абсурда и тонкой иронии.

Пластический язык художника – изысканная, хрупкая, почти бесплотная воздушность формы, как нельзя лучше подходит для «разоблачения реальности», снимая с нее покровы материальности и «всамделишности», обнажая ее иллюзорность… Система скрытых визуальных цитат и созвучий придает миру, создаваемому Ващенко, особую глубину, интеллектуальную мощь и безмерное очарование.

Ващенко – непревзойденный интерпретатор «Алисы».

Кому, как не ему, «носителю» этого поэтического языка, был бы по плечу подобный опыт?

Здесь художник выступает не только «визуальным переводчиком текста», но и визионером, на равных соприсутствующим в Кэрролловском «Зазеркалье».

Петр Перевезенцев – автор собственной мифологии, более тридцати лет он разрабатывает историю вымышленного города-государства по имени Копыса, выступая в роли археолога-первооткрывателя бесчисленных артефактов и используя в качестве площадки «Раскопок» свою мастерскую. Пытаясь реконструировать по «Археологическим находкам» историю и жизненный уклад Копысян, мистификатор демонстрирует нам картину «системного абсурда», пронизанного аллюзиями и цитатами из повседневности собственной психофизики мировой культуры (в авторском толковании). «Мир стремительно превращается в Копысу» – говорит автор, вовлекая в круг «копысянского опыта» все новые темы, образы и все новые пласты действительности.

Сергея Якунина на всем его творческом пути неизменно вдохновляет образ Хармса. Инсталляции, книги ручной печати, кинетическая скульптура – к какому бы виду искусства и к какой теме ни обращался художник, все проникнуто духом эксцентрики абсурда и парадоксального духовного поиска, столь свойственных поэтике «Чинаря – Взиральника».

Музей Маяковского, на протяжении десятилетий бережно сохранявший наследие русского авангарда (в частности футуризма), предлагает зрителю стать участником своеобразного эксперимента, оказаться в точке пересечения разнонаправленных творческих «векторов». И с этой точки бросить взгляд на «Классику авангарда» – экспонаты из музейного собрания.

Как вы догадались, «точка» эта – абсурд как способ постижения мира. Особый поворот темы – «Классика авангарда» – словосочетание вполне абсурдное, почти оксюморон…

Но здесь и заключен искомый парадокс времени и пространства – нашими современниками оказываются все «действующие лица» экспозиции: Роман Якобсон и Льюис Кэрролл, Тургенев и Кручёных, Алиса Плэзнс Лиддэлл и Алиса Ивановна Порет… список можно продолжить… «Безумное чаепитие» Кэрролла переходит в чаепитие Чинарей. И у нас есть возможность принять в нем участие.

02.12.2014 - 10.02.2015