В начале сентября состоялось открытие выставки «Поиск условного равновесия с небольшой погрешностью…» - фраза «чинаря» Якова Друскина, которая вполне соответствует состоянию пытливых умов, всегда ищущих свое особое место в меняющемся мире. Название вполне описывает и состояние души художника Сергея Якунина, который не один десяток лет погружен в уникальный мир питерского поэтического объединения ОБЭриу, участники которого также входили в творческий союз «чинарей» в 30-х г.г. ХХ века. Сергей Якунин давно увлекся работой с текстом книг - абсурда.
Особенно пристальное внимание в его творчестве занимает интерпретация произведений Даниила Хармса, результатом чего была выставка 10-ти летней давности, состоявшаяся в музее изобразительных искусств им. Пушкина. Она называлась «Хармс-кабинет». Сейчас же, по словам Сергея, прежняя выставка проросла «чинарями» - единомышленниками и друзьями Хармса, среди которых Введенский, Липавский, Друскин и другие. Якунину близки абсурдисткого толка произведения Хармса, он может считать их вполне «своими» или же про себя, находя, что был среди «неопознанных» в содружестве «чинарей» и «некий художник Сережа». Духовное единение Якунина с воссозданными персонажами подсказывает способы реконструкции ситуаций и пространственных конструкций, в них могла или протекала жизнь членов поэтического сообщества, которых в терминах сегодняшнего дня назвали бы эпатажными акционистами.
Якунин постоянно мистифицирует, в его руках рождаются сложносочиненные объекты, про которые он рассказывает со знанием изобретателя и тут же встраивает их в «чинарскую» жизнь, не давая, усомнится в их аутентичности. Для его личного мира менее различимы и менее понятны мы, его зрители, потому что собеседниками уж точно являются сам Хармс и его кампания.
В интерпретациях Сергея Якунина авторский текст часто как бы исчезает и трансформируется в новых формах. Книга Сергея Якунина не является точно определенным типологически ясным объектом, так как его границы простираются от традиционного листа до объектов в трехмерных конструкциях из материалов, вовсе не являющихся бумагой. Трехмерные объекты живут в пространстве, «звучат» и вступают в диалог со своим зрителем, открывая ему новые способы интерпретации текстов. Часто прочтение текста лежит не в точном, авторском воспроизведении последовательности строк, а в создании особого пространства, для осмысления которого нужно время и собственный интеллектуальный багаж, готовящие нас к движению навстречу автору и тексту посредством книги – объекта – инсталляции. Созданные таким образом объекты совмещают скульптурную форму с конструктивной целесообразностью, тем самым продолжая романтические традиции, заложенные такими мастерами русского дизайна, как Владимир Татлин и Александр Родченко, и развитыми ими соответственно в предмете «культура материала» и конструирование вещи. Совершенно очевидно, что конструирование вещи лежит и в основе творчества Сергея Якунина. Ему близко не только поэтическое творчество членов ОБЭриу, но и отрыто понимание принципов работы вещей, которые в своей конструкции логичны и не избыточны. За образом всегда стоит четкое понимание технического устройства объектов и свойств материалов.
В скромном пространстве галереи Якунину удалось сконструировать музей, который должен был бы обрести стационарную площадку и постоянного зрителя, на что устроители этой выставки отчасти и уповают. Мастер-классы художника , его встречи со зрителями будут проводиться в развернутом на площадке галереи печатном дворе. Таким образом, экспозиция выставки будет все время развиваться, прирастая новыми объектами, выполненных автором по произведениям Даниила Хармса и Велимира Хлебникова. В программе мероприятий выставки: художественное чтение поэмы «Эстер» Петром Перевезенцевым, звучание объектов, в исполнении музыкантов – перкуссионистов, и прочие, спонтанно рождающиеся мероприятия.
09.09.2010 - 08.11.2010