Обретенный сад

проект выставки в базилике Santa Pudenziana, Рим «Nostos / il giardino ritrovato»

 

В великой жажде обойти дозором

Господень лес, тенистый и живой,

Где новый день смягчался перед взором,

Я медленно от кручи круговой

Пошел нагорьем, и земля дышала

Со всех сторон цветами и травой.

      Данте. Чистилище, XXVIII 

 

В русской культуре образы рая и сада слиты воедино. Сад земной – место единства с миром и отражение сада небесного. В саду всегда есть надежда.

Приходящий в мир хранит в прапамяти воспоминание о Саде. Часть души человека остается за пределами времени, в покинутом рае, невидимом земным глазом.

Безотчетно человек окружает себя подобиями, декорациями и образами того сада: растительные сюжеты и мотивы в орнаментах, в предметах обыденных и сакральных. Сухой лист мушмулы под ногами или заросли дикого аканта, виноградная лоза за домом, зацветающая хатьма у двери становятся деталями латунного канделябра, фреской, элементом рельефа, медным подсвечником или мраморной капителью.

Память об изначальной гармонии райского сада ведет человека по жизни, как свет маяка, сквозь невзгоды и радости судьбы. Целительно само намерение вернуться. Жизнь человека можно понимать как поиск самого себя, оставленного в том саду. 

Но что важнее – путь в сад или блаженное в нем пребывание? Возвращение в сад, nostos по исполнении неизбежно сменяется тоской по пройденной дороге. По надежде, которая вела в пути, по ясной цели, что давала смысл каждому моменту. Вечная дилемма жизни: движение к цели, захваченность внутренним смыслом, идеей или стабильность, укорененность, пребывание под сенью дарящего плоды сада и работа на земле. 

У меня сложные отношения со временем. Оно бежит впереди меня, никак не догнать, не говоря уже о совместной пробежке, хоть краткой. Потому так внимательно вслушиваюсь в вечность, ищу повсюду ее приметы. Она реальнее неуловимого времени, якорь в бурном, переменчивом «сейчас». Присутствие ее помогает выжить и дает пусть призрачную, но все же – опору. Сообщество растений в саду, исполняющее законы и порядки вселенной, – образ единства времени. Обретенный сад – это обретенное время. 

Дыхание времени – в цветах, траве и листве деревьев. Неслышные вздохи столь щедро раскрывающихся почек, торжество цвета, лишенное презренной пользы, – не это ли движет миром в цикличном возрождении из года в год, век от века, тысячелетие за тысячелетием?

Можно ли обладать преходящим? Сад – воплощение бренной красоты, возрождается каждую весну, чтобы умереть по осени. В нескончаемом повторении циклов – рисунок вечности. Неизбежность драмы умирания неизменно отбрасывает тень на беззаботность и беспечную расточительность цветения. В саду смерть и торжество жизни всегда рядом, одно сквозь другое. В ритмичности этих парадоксов – суть земных садов. Сад –образ жизни человека.