Выставка работ Евгения Зарембы и Наталии Хлебцевич «Незнакомая территория» подготовлена галереей для параллельного показа с ярмаркой Cosmoscow, в которой участвуют оба художника. 

Несколько лет назад мы показывали проект художника Евгения Зарембы «Среда обитания», который был основан на поиске принципов извлечения формы из пространства и на процессе формообразования – локаничном, сконцентрированном на абстрактной форме с ее некоторыми границами, не имеющих прямого отсыла к фигуративу. 

В этом году мы продолжаем развитие этой темы, в которой автор, несколько меняя живописную технику, ещё больше погружается в мир абстракции. При отсутствии точных указаний обстоятельств времени или места нахождения объектов, Евгений Заремба создаёт безотносительное к «привязкам» живописное пространство. 

Микрокосм обретает идеальную форму, расширяясь до нового масштаба. Художника интересует состояние парения материи в абсолюте непознаваемого – от локального до космического, для чего он изменяет дистанцию наблюдения и масштаб. Тонка и грань этого перехода, автор сконцентрирован на движении от локальной среды обитания до более обширной, закономерности которой даны нам скорее в умозрительном и отвлеченном понимании. 

Названия работ – «Антигравитация», «Абсолют», «Неустойчивые отношения» – являются дополнительным ключом для создания ассоциативных рядов у зрителя. Неуловимость образа автор пытается обозначить и зафиксировать состоянием природы в определениях: «белый пейзаж», «восходящее…», «на солнце», «на песке», «тишина», «слияние» и другие.

В новом проекте художник виртуозно совмещает энергию жеста и бережное отношение к поверхности холста, демонстрируя экспрессивность. По словам автора, его интересует «пограничное состояние восприятия действительности между реальностью и абстракцией». «Здесь я отталкиваюсь от обобщенного восприятия цветовых и тоновых пятен окружающего нас пространства. Я стремлюсь выразить ощущение неопределенности, как будто оказался на незнакомой территории, где все может являться совсем не тем, чем кажется», – говорит художник.

Продолжая использовать язык природных форм, ассоциативно восходящие к космическим сферам, художник абстрагируется, доводя «степень восприятия изображения до полной потери ориентиров, тем самым пытаюсь расширить восприятие действительности. Тем не менее, это реальность – мы видим формы, видим пространство, у нас есть атмосфера и текстура», – говорит автор. Евгений Заремба использует сочетание классических техник. Это и тонкие многослойные лессировки, переходящие в фактуры, наложения прозрачного цвета на пастозные мазки: «сверху, – как пишет Заремба, – я прохожу мерцающим сквозным мазком. В зависимости от задумки, то сталкиваю цветовые и тоновые контрасты, то работаю на очень сближенных отношениях».  

Художник расширяет диапазон технических приемов, пробуя создать современное прочтение традиционной живописи. А в выборе тем – переходит самые загадочные области восприятия, в которых очертания и материальность теряют первоначальное значение. Остается их след в тонком сплетении фактур и сложных тоновых наложениях.

 

Проект Наталии Хлебцевич опирается на восприятие необыкновенных явлений природы. 

Внимание автора привлекло загадочное фонетическое звучание уникального природного образования – вулкана Плоский Толбачик на Камчатке. Происхождение топонима и гидронима «Толбачик» связано с «Тулуча, Тулуач» – с ительменского языка, находящегося сейчас на грани утраты. 

Тонкий художественный слух Наталии Хлебцевич интуитивно выбрал загадочный объект природы, связанный с локальной идентичностью, естественной природной и изысканной красотой. «Гистограмма плоского толбачика» – так назвала автор серию абстрактных скульптур из шамота и глазури. Выбор объекта размышления при создании ассоциативных пластических рядов оказался вполне провидческим.  Плоский Толбачик – действующий вулкан, рядом с которым расположена лавовая равнина, называемая Толбачинским долом. Внутри это уникального природного образования есть загадочные пещеры и кальдера на его вершине.

 Конусы, жерла, долина – вот морфология ландшафта; лава, конусообразные фрагменты рельефа – те природные элементы, которые могут ассоциативно возникать при восприятии идеальных поверхностей абстрактных скульптур Наталии Хлебцевич. Материал, форма и возникающие образы идеально соответствуют друг другу. Абстракция и космизм, влияние сил притяжения и сложное пространственное моделирование, близкое параметрическим объектам, – все это элементы образа, возникающие в серии абстрактных работ. 

«Большое», заключенное в малой форме, масштаб которой ощущается сопоставимым с огромными массами, размер, не влияющий на размах, сложность в формировании плоскостей, поворотов и ребер поверхностей, отстраненность и символическое значение материи как источника самых непредсказуемых процессов формообразования, – вот то, что точно характеризует представленные на выставке работы.

05.10.–10.11.2024