Структуры. Фракталы I

pagetitle_image-2

Виталий Пацюков.

Поиски нового равновесия: между структурой и фракталом

Путь – это и есть Камень. Место, откуда идёшь, - это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь.

Х.–Л. Борхес

Мы, действительно, обращены с одной стороны, к фрагменту, а с другой к фракталу! Ситуация достаточно драматическая.

Ж. Бодрийяр

Визуальные конструкции искусства как формы организации художественной материи живут в мировой культуре с первых дней ее возникновения: в наскальных рисунках, в античных артефактах, в средневековой иконологии и в перспективных построениях Возрождения. Они присутствуют в новейшем сознании, преодолевая аксиому Евклида и погружаясь в искривлённое пространство теории относительности. Казало бы, в их феноменальности все высказано, все засвидетельствовано, но парадоксы структурного сознания продолжают эволюционировать, обретая новые актуальные формы, каждый раз открывая образ реальности в котором мы присутствуем. Проект «Структуры и фракталы» принадлежит именно этому вектору радикальной и одновременно традиционной культуры, где принципы геометрии постоянно торжествуют, указывая нам на особые координаты живого пространства. Они совершенно неотделимы от человеческой экзистенции, от личных переживаний художника, реагирующего как чуткий датчик, на все изменения в топографии нашей судьбы, нашей цивилизации и нашей истории.

Термин «структура», как интеллектуальное понятие, возникает во времена античности, в древней Элладе. Ее феномен определяется в процессе столкновения культур, в их соприкосновении, в формировании особого организма, каждый элемент которого ведет свой диалог с единым целым и оказывается способным выразить это целое. В своей знаменитой работе «Мир концептуального каркаса» Карл Поппер подчеркивает особенности образности «структуры» в греческой традиции, рожденной не в конфронтации, а в согласии, в плодотворной дискуссии. Философ рассматривает «греческое чудо» как этическую модель гармонического космоса, где благо понимается как принцип соразмерности. В греческой «структуре» воплощается точное математическое соотношение, существующее в геометрии и в числовых пропорциях, получивших статус божественного. Интенсивные занятия по структуризации реальности в пифагорействе считались формой обретения очищения и носили глубоко религиозный характер. В свою очередь парадоксальное пространство материи, осмысляемое в Проекте не только свидетельствуют о наших предельных человеческих ситуациях, она возвращает нам память о единстве всего живого, о его травмах, которые проходят через нас, не зная границ между нашей жизнью и ее социумом и гравитацией среды нашего обитания. Фиксируя топографию жизненного пространства, участники Проекта присоединяют ее к нам со всеми следами ее драм, страстей и надежд, пытаясь гармонизировать ее неустойчивые равновесия, превратив опыт конкретного бытия в историческую универсальность, понимание его физических, чувственных смыслов.

Образности «структур» превращаются в своеобразные мизансцены современной «Божественной комедии», граничащие с зависание нашего положения в реалиях формальной повседневности, к которой мы привыкаем. Они формируют в экспозиции зоны невероятной гравитации, обладающей скрытой симметрией – зоной парения. В своих конструкциях художники реально передвигаются вдоль силовых линий своих композиций, ощупывая каждую принадлежащую им точку, формируя не абстрактную, а глубоко личную структуру, неотчуждаемую от человека как чертеж или схему. Участники проекта плетут ткань своих топосов, не выходя из их внутренних измерений, позволяя пространству, обрушивая на нас, жить в страдательном залоге.

Но одновременно с этим, наше зрение открывает совершенно иную оптику. Феноменальность современной образности «структуры» начинает осмысляться в динамических состояниях, процессуальных стратегиях – она теряет свою «структурность», начинает мерцать, расфокусироваться в своих перифериях, обнаруживая нечеткость, казалось бы, закрепленных границ. Ее конструкция подчиняется особой геометрии, принципы которой открылись в 70-х годах прошлого столетия, и названной ее основателем  - Мандельбротом – фрактальной геометрией, непрерывно изменяющейся системы дробящихся единиц. Это геометрия силуэта облака, контуров кроны дерева и морского побережья, ее формы позволяют визуализировать новые основания в организации хаоса. В ее инструментальности обнаруживаются особые координаты масштабных событий – крупные планы или, напротив, границы бесконечного микромира, подтверждая неумолимое шествие оптики «репрезентации», ницшеанской идеи «вечного возвращения», циклического понимания движения истории и культуры. Идеи фрактальной геометрии разрушают феномен тайны, магия сокрытости, фундаментальные позиции кантовской «вещи в себе», обнаруживая власть тотальной гиперреальности. Современная структура начинает жить в непрерывной вариативности, она интегрирует в себе природу вторичной, техногенной реальности – информационную, цифровую, виртуальную. Наш симуляционный мир, лишенный драматургии тайны, неожиданно подчиняется бесконечному процессу репрезентации. Структура начинает переживать драму руинирования, сохраняя свои смыслы в фрагментах. «Кто же победит в нашем историческом будущем, - спрашивает Жан Бодрийяр, - фрагмент или фрактал? Здесь нечто происходит исключительно в режиме online и этим событиям на линии ничего не противопоставишь».

В. Пацюков

 

Участники:

Евгений Гор

Илья Романов

Устина Яковлева

Елена Слобцева

Галина Ваншенкина

Дмитрий Филиппов

Сергей Ряполов

Алла Урбан

Николай Онищенко

04.04.-30.04.2017