Раздумывая над названием для выставки, где будут представлены мои фотоработы, вдохновлённые творчеством двух американских художников-абстракционистов Клиффорда Стилла и Сая Твомбли, я вдруг подумал что название Still Life, переведенное не как «натюрморт», а буквально как «тихая жизнь», не только будет отражать ту тихую застывшую зимнюю природу на фотографиях, но и зарифмуется с именем одного из этих авторов, Клиффорда Стилла.
Тема поиска образов в окружающем мире занимает меня уже давно, и эти два проекта — результат фотосъёмок природных объектов, стихийно (спонтанно) сложившихся в естественные абстракции. Фотография в данном случае служила для меня инструментом для создания работ, пограничных с графикой и даже с живописью.
Первая группа фотографий вдохновлена работами американского художника Клиффорда Стилла, чей стиль был обозначен критиком Климентом Гринбергом как «живопись цветового поля», и чью нефигуративную живопись можно рассматривать как разновидность абстрактного экспрессионизма. Цветовое поле характеризуется большими полями плоского сплошного цвета, распределенными по холсту или окрашенными в пятна, создавая участки непрерывной поверхности и плоскую плоскость изображения.
Вторая группа фотографий, показанная в свое время как отдельный проект под названием «Сай», родилась в результате размышлений о природе абстракции и о творческом феномене загадочного, но, безусловно, великого абстрактного художника Сая Твомбли после посещения двух больших его выставок в Лондоне.
Рассматривая отснятые в зимнем лесу слайды я заметил, что практически все кадры из этой серии явно напоминают абстрактные композиции Сая Твомбли. Это открытие вдохновило меня на поиск и отбор работ Твомбли, близких моим фотографиям по настроению и композиции.
Работы Сая Твомбли и Клиффорда Стилла объединены темой спонтанности, «детскости», медитации в действии, что роднит их с мастерами дзен буддизма, которые находили равновесное состояние ума в созерцании природы.
Максим Ксута
23.12.2021-23.01.2022