Устойчивость. Распад

pagetitle_image-2

Галерея «КультПроект» представляет заключительную выставку цикла «Контексты среды» 2017 года – «Устойчивость. Распад».

Последовательно двигаясь в своем рассмотрении от таких свойств среды как «изменчивость» и «проницаемость» к анализу различных типов структур (материальных, ментальных, социальных, культурных, идеологических, художественных, литературных и пр.), к пониманию особенностей фрактальных образований и их сущностного значения для жизни и воспроизводства природного окружения, мы делаем попытку перейти к исследованию пограничных состояний среды, в которых начинают действовать механизмы ее разрушения, саморазрушения или даже распада.

Любой жизненный цикл предполагает рождение, развитие и определенного рода умирание или же преобразования, которые могут носить характер как деградирующий, приводящий структуры к состоянию распада, так и к нахождению той точки, за которой структура демонстрирует качество стабильности и продолжает сохранять свойства «устойчивости». В этом случае, состояние структуры не является критичным, а скорее ее обнаженным и закономерным видом, выявляя каркас и работу конструкции, естественно продолжая свою жизнь элементом в зарождающейся средовой системе нового типа.

Стабилизация формы достигается за счет исключения всех временных элементов, наполняющих ее «тело», и выявляет базовые или сущностные основы рассматриваемых структур. Таким образом, в центре внимания оказываются: материалы, их характер и свойства, обнаженный каркас и самое принципиальное, – так называемая, «устойчивость», которая является не свойством работы конструкции, а центральной и актуальной парадигмой современного мира.

«Устойчивость» дает представление о характере преобразований и развитии систем,  не приносящих вред и не разрушающих как существующую, так и будущую среду. В первую очередь речь идет о материально-пространственной структуре, природных элементах, архитектуре и том окружении, в котором человек пребывает.

«Устойчивость» – это один из вариантов перевода английского слова «sustainability» (от гл. to sustain). Наиболее общее определение было дано в докладе Гро Гарлем Брюнланд на Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 г.: «устойчивость –  это возможность настоящего поколения удовлетворять свои потребности без ущемления возможности будущих поколений удовлетворять их потребности». [1].

На конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) была разработана концепция устойчивого развития («sustainable development»). Устойчивое развитие было определено как «обеспечивающее высокое качество жизни для людей нынешнего и будущих поколений общества» [2]. 

Сохранение социокультурного контекста во многом и является существенным фактором преемственного и устойчивого развития. И поэтому за каждой архитектурно-пространственной или иной материальной структурой мы будем видеть следы социальной и идеологической жизни общества, являющиеся неотъемлемой частью любой структуры. И свидетельства разрушений, в том числе, и остовы погорелых зданий, разбитые стекла, «окна» человеческой» судьбы и памяти являются артефактами культуры, чей скорбный вид может быть и гарантом сохранения ценности человеческой жизни, демонстрируя ошибки или заблуждения, неразумные подходы, идеи и радикальные трансформации.

В принятой на Всемирном конгрессе архитекторов в 1993 году «Декларации взаимозависимости для устойчивого будущего» [3] было признано, что архитектурная среда, в целом, и здания, в частности, играют одну из важных ролей в отрицательном воздействии человека на естественную окружающую среду. Поэтому центральной задачей является восстановление экологического равновесия. Такая архитектурная среда получила называние «устойчивая архитектура» (sustainable architecture). Экологическое мышление является базовым принципом для создания «устойчивой» среды, и в этом смысле неразумное потребление природных ресурсов, отсутствие представления о том, что все структуры являются частью сбалансированной системы, разрушение или деградация которой может быть спровоцировано разрушением лишь одного из ее элементов, что повлечет за собой изменение или разрушение целого, – об этом пытаются сказать художники, предупреждая о «расширяющейся энтропии», которая является следствием потери гуманистических ценностей.

Таким образом, выставка, посвященная фиксации, анализу процессов разрушения или распада структур, на самом деле посвящена базовым человеческим ценностям сохранения и сбережения окружающей среды, которая преемственно и сбалансировано изменяясь, станет частью системы будущего.

Художники умеют видеть и предупреждать, в этом, несомненно, кроется одно из предназначений современного искусства, когда с высоким профессионализмом сочетается и высокая социальная ответственность, рожденная особым даром наблюдать и чувствовать, переводя размышления в форму целостного художественного высказывания, имеющего яркий и запоминающийся образ. Это и вселяет огромную надежду и оптимизм, а познание окружающего мира с помощью таких художественных средств и приемов, как разложение, наблюдение, обобщение, позволяет зрителю последовать в увлекательное исследование пространства человеческих ценностей, наполненного как радостными, так и скорбными событиями, зародить идею сопротивления которым и создать мир человеческих гармоний, – есть одна из будущих задач искусства.

 

Участники:

Петр Белый

Илья Романов

Елена Слобцева

Юрий Штапаков

Александра Гарт

15.06.-09.07.2017