Из коллекции...

pagetitle_image-2

Нас давно волнует вопрос коллекционирования – не как импульсивная покупка предмета живописи или выражение эмоции и вкуса, а как системный подход. Мы стараемся руководствоваться таким подходом сами и рассказать о нем своим зрителям.
Слово «коллекция» мы интерпретируем не только как что-то личное галерейное, а как маленькое собрание, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность. В этом смысле мы объединяем людей, чье творчество носит как некое социокультурное погружение в среду, так и элементы мифотворчества. 
Понимая, что в рамках даже самого осознанного коллекционирования существует множество тем, их версий и вариаций, мы решили периодически для самих себя и публики устраивать небольшие проекты, посвященные этому вопросу. 

Для первого двухнедельного проекта мы выбрали трех авторов:
Игорь Макаревич
Александр Морозов 
Александр Ситников 

Индивидуальный почерк каждого мастера очевиден, музеи давно показывают и имеют в своих коллекциях их работы. 
Но что же то основное, что так привлекло наше внимание: 
Погружение  в персональное авторское мифотворчество?
Тема живописного «исследования»?
Уникальный  взгляд , который не является просто мастерством?
Приглашаем вас спросить себя о мотивах и принципах коллекционирования во время знакомства с работами наших авторов.

   
Игорь Глебович Макаревич (род. 1943; концептуалист, участник группы «Коллективные действия», заслуженный художник РСФСР (1984).

Игорь Мака­ревич во многих проектах развивает важную для московского концептуализма тему художественной мистификации. Так, герой проекта «Homo Lignum» («Человек деревянный») Николай Иванович Борисов — придуманный персонаж, который служит вначале скром­нам бухгалтером, а затем сторожем на мебельной фабрике. У этого персонажа есть  идея его собственного единения со всем деревянным. В дальнейшем персонаж приходит к умозаключению, что он сам «сделан весь из одного дерева». Произрастающее в Борисове «дерево» позволяет познавать ему тайны мироздания.
Игорь Макаревич не просто создает персонажа, но и его биографию, и мир артефактов, которые составляют предметы его комнаты в коммуналке. Постепенно герой начинает ассоциировать себя с Буратино. И в какой-то момент, для большего отождествления, он создает для себя маску Буратино. 
Так рождается серия работ и шелкографий, две из которых представлены на выставке. Кроме того, художник вводит своего персонажа в серию работ, исследующих живопись Малевича. 
Игорь Макаревич в интервью Наталье Сидоровой говорит: «… кроме того, меня интересовала субстанция самой живописи. Кубисты, на мой взгляд, впервые подошли к этой теме. Потому что они анализировали классическую живопись (в основном испанскую – Веласкеса, Сурбарана) с точки зрения распада ее на какие-то отдельные субстанции. Помимо разложения на геометрические тела и их комбинаторику, опыт Пикассо и Брака можно в какой-то степени толковать как вынесение тайны, которая скрыта обычно от зрителя – самой субстанции живописи – как предмета исследования. В этом смысле, меня тоже интересовал «эликсир живописи». Некая, не связанная ни с натурой, ни с какими пространственными построениями субстанция, именно магия самого живописного вещества, которая трудно поддается анализу. И обращение к Малевичу тоже с этим связано». 
В полотнах, выполненных в супрематическом стиле Малевича, мы видим головы деревянных человечков: юноши и девушки, – плоскостная живопись с созданными будто самим временем «кракелюрами» на холсте. Композиция одной из работ Малевича с развернутым в профиль лицом –персонажем девушкой – Пиноккио. Второй персонаж – с приметами ренессансного костюма. Степень отстраненности и метафоричности доминирует здесь над указателем времени как маска – предмет, способствующий дистанцированию и загадочности. 


Морозов Александр Александрович (род. 1974; Лауреат премии Сергея Курехина; Номинант премии Кандинского – Проект года, Москва)


Работы Александра Морозова связаны с темой памяти и утрат произведений искусства во время исторических катаклизмов. Его обращение к работам мастеров прошлого – это как смытый след, как воспоминание и фиксация пропавших, исчезнувших объектов. Художник использует условное «каталогизирование» в подписях к работам и обращается к персональной ответственности, в том числе, и зрителя перед лицом исчезающей культуры. 
Морозов закончил Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он получил классический живописный опыт работы. 
В своем проекте «Черная книга» художник не просто воспроизводит «найденные» в альбомах, каталогах и других источниках образцы утраченных шедевров, он воссоздает их с намеренными «нарушениями» и искажениями. Среди используемых им приемов: изменение колористического решения в сторону монохромного, создание нечеткого, будто смазанного изображения и фрагментирование общей композиции, использование приемов инверсии, и в общем – отстранение и демонстрация временной дистанции по отношению к реконструированному «подлинику».
Художника прежде всего интересует наше взаимодействие с искусством и памятью, тема осознанной, сберегаемой современниками культурной непрерывности. 


Александр Григорьевич Ситников (род. 1945; Академик РАХ (2012; член-корреспондент 2007);Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2002); Член Союза художников СССР с 1975 года).

Работы Александра Ситникова носят характер визуализированных метафор и образов вполне библейских по смыслу и сути. Мифологические звери, без времени и с обобщением формы, иногда до иероглифического знака. Уникальный визуальный язык, возможность интерпретации смыслов через жестовое авторское письмо –энергичное и страстное. 
Экспрессия и энергия – не синонимы, но часто они взаимодействуют в полотнах художника, создавая напряженные композиции, как поли-, так  монохромной природы. 
Сюжет зачастую имеет ассоциативные связи с каноническими темами, как из античной мифологии, так и средневековых полотен, например «Слепцы» Брейгеля… – бредущие в ощущении полной потери связи, смысла и ответственности перед жизнью люди. 
Животные, имеющие сакральный смысл заклания жертвы, могут интерпретироваться как искупление грехов и вины человечества. Вовлеченность в исторический контекст, осознание себя ответственным в сохранении  общечеловеческих ценностей – вот смысл и стержень многих живописных композиций художника. 

17.09.–29.09.2024