Нас давно волнует вопрос коллекционирования – не как импульсивная покупка предмета живописи или выражение эмоции и вкуса, а как системный подход. Мы стараемся руководствоваться таким подходом сами и рассказать о нем своим зрителям.
Слово «коллекция» мы интерпретируем не только как что-то личное галерейное, а как маленькое собрание, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность. В этом смысле мы объединяем людей, чье творчество носит как некое социокультурное погружение в среду, так и элементы мифотворчества.
Понимая, что в рамках даже самого осознанного коллекционирования существует множество тем, их версий и вариаций, мы решили периодически для самих себя и публики устраивать небольшие проекты, посвященные этому вопросу.
Для первого двухнедельного проекта мы выбрали трех авторов:
Игорь Макаревич
Александр Морозов
Александр Ситников
Индивидуальный почерк каждого мастера очевиден, музеи давно показывают и имеют в своих коллекциях их работы.
Но что же то основное, что так привлекло наше внимание:
Погружение в персональное авторское мифотворчество?
Тема живописного «исследования»?
Уникальный взгляд , который не является просто мастерством?
Приглашаем вас спросить себя о мотивах и принципах коллекционирования во время знакомства с работами наших авторов.
Игорь Глебович Макаревич (род. 1943; концептуалист, участник группы «Коллективные действия», заслуженный художник РСФСР (1984).
Игорь Макаревич во многих проектах развивает важную для московского концептуализма тему художественной мистификации. Так, герой проекта «Homo Lignum» («Человек деревянный») Николай Иванович Борисов — придуманный персонаж, который служит вначале скромнам бухгалтером, а затем сторожем на мебельной фабрике. У этого персонажа есть идея его собственного единения со всем деревянным. В дальнейшем персонаж приходит к умозаключению, что он сам «сделан весь из одного дерева». Произрастающее в Борисове «дерево» позволяет познавать ему тайны мироздания.
Игорь Макаревич не просто создает персонажа, но и его биографию, и мир артефактов, которые составляют предметы его комнаты в коммуналке. Постепенно герой начинает ассоциировать себя с Буратино. И в какой-то момент, для большего отождествления, он создает для себя маску Буратино.
Так рождается серия работ и шелкографий, две из которых представлены на выставке. Кроме того, художник вводит своего персонажа в серию работ, исследующих живопись Малевича.
Игорь Макаревич в интервью Наталье Сидоровой говорит: «… кроме того, меня интересовала субстанция самой живописи. Кубисты, на мой взгляд, впервые подошли к этой теме. Потому что они анализировали классическую живопись (в основном испанскую – Веласкеса, Сурбарана) с точки зрения распада ее на какие-то отдельные субстанции. Помимо разложения на геометрические тела и их комбинаторику, опыт Пикассо и Брака можно в какой-то степени толковать как вынесение тайны, которая скрыта обычно от зрителя – самой субстанции живописи – как предмета исследования. В этом смысле, меня тоже интересовал «эликсир живописи». Некая, не связанная ни с натурой, ни с какими пространственными построениями субстанция, именно магия самого живописного вещества, которая трудно поддается анализу. И обращение к Малевичу тоже с этим связано».
В полотнах, выполненных в супрематическом стиле Малевича, мы видим головы деревянных человечков: юноши и девушки, – плоскостная живопись с созданными будто самим временем «кракелюрами» на холсте. Композиция одной из работ Малевича с развернутым в профиль лицом –персонажем девушкой – Пиноккио. Второй персонаж – с приметами ренессансного костюма. Степень отстраненности и метафоричности доминирует здесь над указателем времени как маска – предмет, способствующий дистанцированию и загадочности.
Морозов Александр Александрович (род. 1974; Лауреат премии Сергея Курехина; Номинант премии Кандинского – Проект года, Москва)
Работы Александра Морозова связаны с темой памяти и утрат произведений искусства во время исторических катаклизмов. Его обращение к работам мастеров прошлого – это как смытый след, как воспоминание и фиксация пропавших, исчезнувших объектов. Художник использует условное «каталогизирование» в подписях к работам и обращается к персональной ответственности, в том числе, и зрителя перед лицом исчезающей культуры.
Морозов закончил Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он получил классический живописный опыт работы.
В своем проекте «Черная книга» художник не просто воспроизводит «найденные» в альбомах, каталогах и других источниках образцы утраченных шедевров, он воссоздает их с намеренными «нарушениями» и искажениями. Среди используемых им приемов: изменение колористического решения в сторону монохромного, создание нечеткого, будто смазанного изображения и фрагментирование общей композиции, использование приемов инверсии, и в общем – отстранение и демонстрация временной дистанции по отношению к реконструированному «подлинику».
Художника прежде всего интересует наше взаимодействие с искусством и памятью, тема осознанной, сберегаемой современниками культурной непрерывности.
Александр Григорьевич Ситников (род. 1945; Академик РАХ (2012; член-корреспондент 2007);Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2002); Член Союза художников СССР с 1975 года).
Работы Александра Ситникова носят характер визуализированных метафор и образов вполне библейских по смыслу и сути. Мифологические звери, без времени и с обобщением формы, иногда до иероглифического знака. Уникальный визуальный язык, возможность интерпретации смыслов через жестовое авторское письмо –энергичное и страстное.
Экспрессия и энергия – не синонимы, но часто они взаимодействуют в полотнах художника, создавая напряженные композиции, как поли-, так монохромной природы.
Сюжет зачастую имеет ассоциативные связи с каноническими темами, как из античной мифологии, так и средневековых полотен, например «Слепцы» Брейгеля… – бредущие в ощущении полной потери связи, смысла и ответственности перед жизнью люди.
Животные, имеющие сакральный смысл заклания жертвы, могут интерпретироваться как искупление грехов и вины человечества. Вовлеченность в исторический контекст, осознание себя ответственным в сохранении общечеловеческих ценностей – вот смысл и стержень многих живописных композиций художника.
17.09.–29.09.2024