Выставка «Свет Фавора» принадлежит циклу работ Владимира Наседкина под названием «Фаворский свет. Созвездия горы». Цикл возник благодаря поездке в Израиль в 2005 г., и к нему художник постоянно возвращается в своих размышлениях и новых работах.
Для ощущения авторского замысла необходимо представить не только географию места, но и связанные с ним религиозные представления и исторические события. Гора Фавор (иные названия – Тавор, Итаврион) находится в Нижней Галилее, в 9 км от города Назарета. В христианстве это место традиционно считается местом Преображения Господня, на вершине горы расположены два монастыря, построенных в 19-20 вв., один из них – католический, другой – православный. Это место необыкновенной духовной силы, место паломничества, место притяжения…
У каждого путника, вне зависимости от вероисповедания, захватывает дух при пешем восхождении на эту почти 600-метровую гору, традиция восхождения возникла еще в 4 в. н.э. и в горе было высечено 4300 ступеней, по которым ныне проходит дорога. Восхождение совершают на рассвете, чтобы почувствовать красоту Рассвета, насладиться видами и открывающимися с горы панорамами.
Гора Фавор традиционно в истории представлялась как синоним величественного и возвышенного.
Красота пейзажей, невероятность встреч с местами особой духовной наполненности, значений, легенд и преданий, некоторые тексты, полные философского и религиозного смысла, а также чудеса природы – все это и вдохновило художника на создание художественных произведений, наполненных метафорическими высказываниями и размышлениями о мироустройстве.
Владимира Наседкина поразили сведения об АСФАЛЬТЕ. В древности крупнейшим источником асфальта служило Мёртвое море, вплоть до конца XIX века именуемое Асфальтовым. Когда-то глыбы асфальта в большом количестве всплывали прямо на поверхность со дна моря. В последний раз такой случай был зафиксирован в 60-е годы XX века, причем вес куска был более 1 тонны. То есть «Земля Израиля выдала как бесконечно ЧОрный, так и бесконечно «Нетрварный» свет Преображения – СВЕТ ФАВОРА».
Согласно Ветхому Завету, младенец Моисей был обнаружен на берегу Нила в обмазанной асфальтом тростниковой корзине. Фрагменты черного цвета символизируют «божественный мрак, в котором живет бог», как сказано в писании.
И как продолжение размышления о соотношения света и тьмы особенно важными оказались для автора следующие фразы: «Мрак исчезнет при свете» и «Божественный мрак есть тот неприступный Свет, в котором живет Бог» (св.Дионисий Ареопагит).
Во многом поэтому в работах художника так много света!
В проекте «Свет Фавора» Владимир Наседкин тактичен и лаконичен в своих визуальных образах, которые отсылают к небесной геометрии созвездий, обращенных в мир бескрайний, непостижимый и непознанный в беспредметных абстракциях, которые выражены языком геометрических форм, и обращается к загадкам построения небесного, деликатно и трепетно работая с пространством холста и цветом.
«Я использую архетип Горы и создаю посредством своего искусства метафору «нетварного Света», обращаясь к текстам Священного Писания и Патрологии. Здесь материя, как создание, преображается, уступая место таинственному и невидимому нами нетварному Свету. В моем случае, повторюсь, речь идет о метафоре. Я нахожусь на территории искусства и предлагаю зрителю соответствующий понятийный ряд. Я акцентирую беспредметное искусство как альтернативу фигуративному видению реальности, а геометрию форм как обращение к первоосновам, к идеальному, сокрытому за материальными покровами внешнего мира. Здесь схемы-идеограммы созвездий парят и впечатываются в поверхность холстов, открывая дали геометрической бесконечности и рождение новых планет и звезд», – Владимир Наседкин, Израиль, Гора Фавор, 2005 год.
26.02.-20.03.2022