Кураторы галереи «Культпроект» регулярно обращаются к созданию графических выставочных проектов, в центре внимания которых оказываются то отдельные техники тиражной печати, то уникальные графические произведения, или персональные творческие лаборатории, с рассказом об особенностях авторских приемов в «тихом» и изысканном жанре.
В нашем весеннем графическом проекте мы хотели бы акцентировать сочетание тиражного и уникального, а также соединить два принципиальных изобразительных подхода –фигуративный и абстрактный в рамкой одной темы.
Границы темы достаточно широки, это и человек с его представлениями о космическом, звёздных системах, галактиках и вселенных, созвездиях и отдельных планетах; создание гармонии из многообразия хаоса, месте человека и его пути в стремлении «вверх» через взлеты и падения, достижения и ошибки, многообразие, и сама возможность и загадочность постижения мира. Выставка, требующая духовной работы, переживания, сопричастности, иначе ее смысл останется скрытым и непостижимым для зрителя.
Участники выставки – крупнейшие мастера графического искусства, чьи работы хранятся и выставляются в отечественных музейных собраниях – приглашены в проект, посвященный космическим знакам и многовековому стремлению человека к звёздам. Это компания интеллектуалов, изысканных мастеров рисунка, тиражной печати и объектов из бумаги.
Татьяна Баданина
Татьяна Баданина продолжительное время разрабатывает тему «Света». В ее графических листах в сложном сочетании используются такие приемы как тиснение на бумаге, ручная графика, печать. Постепенно графические листы развиваются в пространстве и начинают свой путь формообразования — от плоскости в трехмерные объекты. Из ритма линий, точек и пятен на плоскости автор складывает и создает грани и их пересечения, превращая плоскостное изображение в обьемное, отсылая наше внимание к библейской теме рождения света.
Владимир Башлыков
Человеческая душа в неразрывности с миром и в своем внутреннем борении — вот главные темы художника, неизменно обращающегося к человеку и его месту во вселенной. Одинокие и анонимные персонажи художника стремятся преодолеть земное и карабкаются по «небесным лестницам» к свету, труден их путь, опасен и не безоблачен, но человеческая душа всегда стремится к возвышенному и духовному, преодолевая земное и обыденное. И это преодоление — работа и борьба, которая с особой силой подчеркнута традиционно нервным и дробным рисунком художника, и кряжистые фигуры, теряя точность своего контура, постепенно дематериализуются в трагедии падения или торжестве духа во взлете. Это сложные и тревожные графические листы, заставляющие зрителя проделать определенную духовную работу для постижения и проникновения в их философскую суть.
Александр Морозов
Знаки судьбы или «Космограммы» Александра Морозова, предопределённые нам астрологическим миром зодиакальных созвездий задолго до нашего рождения и пойманные автором и перенесённые на хрупкую материю Санкт-Петербургского фарфора, небесные схемы на тарелках ЛФЗ, заключенные в плетёные сетки-авоськи из советского детства автора... — вот история планетарных взаимосвязей непостижимого. Автор предлагает разрозненные объекты — созвездия в оплетке из веревок — превратить в пространственную инсталляцию, внутри которой зритель начинает свое собственное движение, создавая индивидуальный невидимый маршрут, собственный рисунок пространственного перемещения. И если автор когда-то наблюдал и фиксировал движения птиц, то сейчас, пожалуй, сам зритель становится объектом для подобных фиксаций, «пойманный» и заплетенный внутри пространственной инсталляции своей собственной «космограммы».
Владимир Наседкин
Владимир Наседкин последовательно и самобытно развивает тему Света. Вселенский хаос предстает в его работах как основа первородства материи, из которого возникает гармония и представления о системах пространственного порядка. Небесная геометрия созвездий, обращенных в мир бескрайний, непостижимый и непознанный в беспредметных абстракциях, которые выражены языком геометрических форм. Абстракция для художника — это альтернатива фигуративного видения реальности, геометрия форм как обращение к первоосновам, идеальному, сокрытому за материальными покровами внешнего мира. Схемы-идеограммы созвездий парят, открывая дали геометрической бесконечности и рождения новых планет и звёзд, по словам самого художника.
18.05.–25.06.2023