Галерея «КультПроект» представляет выставку
«Венецианские строфы» Иосифа Бродского
в гравюрах Владимира Наседкина
14 мая – 24 мая 2015
В рамках сезона «графического искусства» Галерея КультПроект показывает несколько циклов работ одного из самых видных современных российских граверов – Владимира Наседкина.
Идейным центром выставки является эксклюзивная рукотворная книга художника, которая включает 16 гравюр-иллюстраций Владимира Наседкина (2011) и 16 стихов Иосифа Бродского из цикла «Венецианские строфы» (1982).
Книга была впервые показана на 54-й Венецианской биеннале современного искусства в библиотеке Университета Ca Foscari в 2011 году. В 2012 году этот же проект Владимира Наседкина был представлен в Риме в Museo Petro Canonica in Villa Borghese.
Стихи и гравюры напечатаны разворотами со специально изготовленных оригинальных деревянных форм (на самшите) в уникальной технике резцовой гравюры на дереве. Эта редкая в наше время техника зародилась в середине 19 века, а обрезная гравюра на дереве – в 15 веке в Венеции. Развороты собраны в единый книжный блок и сопровождены аннотациями на английском и итальянском языках. Стихи напечатаны на русском языке. Тираж книги составил 50 экземпляров.
Владимир Наседкин так видит свою работу:
«Мои иллюстрации к поэзии Иосифа Бродского лишь условно можно назвать иллюстрациями, скорее это гравюры на тему поэзии Мастера, но они, я надеюсь, воплощают в себе квинтэссенцию творческого духа Поэта, стремящегося не логикой, а догадками постигать таинство бесконечного. Я использую принцип недосказанности, незавершенности и эстетического намека, чтобы задать работу зрительскому восприятию и сделать его индивидуальным и таким же неповторимым, как и сам художественный процесс. Берег моря, волна, лагуна, фрагмент пейзажа – все подчинено движению и свету, где серебристый тон гравюры не просто поверхность, но Пространство. Пространство со своими законами, полями напряжения, акцентами и перифериями, где пустоты и паузы несут основную ритмическую и эмоциональную нагрузку».
«Иосиф Бродский один из самых трудных авторов для прямых визуальных параллелей – недаром большинство иллюстраций к его текстам (может быть, только за исключением собственных) нельзя признать хоть в какой-то степени убедительными. Но работы Наседкина и не балуют прямыми аллюзиями. Просто в их броских силуэтах и контурах, подчеркнуто вдруг возникающих из серебристого марева гравюрных листов, есть та же острота и обнаженность взгляда, что и у поэта, некогда выхватившего и накрепко запечатлевшего в слове и «мокрую коновязь пристани», и «скрипичные грифы гондол», и «золотую чешую всплывшую в канале окон». Андрей Толстой, доктор искусствоведения, профессор
Галерея «КультПроект» впервые экспонирует эти 16 гравюр в России.
Выставка сопровождается двумя видеороликами: один – о процессе работы Владимира Наседкина над гравюрами к книге; второй ролик – это экспериментальное видео с закадровым чтением стихов И. Бродского на фоне плывущего городского ландшафта Венеции.
Помимо ксилографий на самшите к стихотворному циклу И. Бродского, на выставке также будут представлены две серии работ художника в технике ксилографии – «Хакасия» и «Армения»; цикл работ сухой иглой – «Елец» и триптих в технике гравюры на металле.
______
Владимир Наседкин считается одним из лучших современных граверов. В 1976 году он закончил художественно-графический факультет Нижнетагильского Государственного Педагогического Института. Учился у Л.И. Перевалова и К.П. Черепанова. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник России. Заслуженный художник Республики Северная Осетия-Алания. Неоднократно был награжден первыми премиями международных биеннале, премией Министерства культуры Свердловской области, дипломами и премиями МСХ, I премией компании «SITRONIX» на II международной выставке современной актуальной скульптуры АРТПОЛЕ 2006 «TECHNOLOGY», Грантом AAFA в Париже. Произведения Владимира Наседкина находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственном центре современного искусства, Музеях Московского Кремля, Государственном музее Востока, Московском музее современного искусства, Государственной Библиотеке Сената Италии, Zimmerli Art Museum в США и других крупных музеях Европы, а также в частных коллекциях. Помимо гравюры, художник работает в области скульптуры, дизайна, инсталляции, станковой живописи.
14.05. - 31.05.2015