Галерея «КультПроект» и Галерея XXI века Объединения «Выставочные залы Москвы» представляют выставку
«Куклы в театре. Инсталляции и куклы театрика Саши Луняковой»
Кукольный театр одним из первых входит в жизнь каждого человека, задавая нравственные и духовные ориентиры. Это мост от литературного сюжета через персонажа, при помощи слова, жеста, движения – к маленькому зрителю. Театр – всеми любимый, доступный и понятный способ трансляции общечеловеческих смыслов. А кукла – один из интереснейших объектов материальной и духовной культуры человечества.
Художница Саша Лунякова сделала маленький кукольный театр для своих троих детей. Он помещался в платяном шкафу со всеми декорациями, порталом и занавесом. Театр рос вместе с детьми. Спектакли разыгрывали марионетки – резные, похожие на старинные. Они жили своей жизнью и с ними происходили все новые и новые истории. «Театрик Саши Луняковой» – это театр художника, где каждая кукла, каждая деталь изобретательных декораций может рассматриваться как самостоятельное произведение искусства.
В экспозиции представлены инсталляции кукольных сцен «Театрика Саши Луняковой», театральные афиши, иллюстрации, декорации, сто двадцать кукол из спектаклей. А также традиционные театральные куклы Индонезии, Индии, Китая, Бирмы из Музея истории Куклы.
______________________________________________
"С чего начинается театрик Саши Луняковой? Со шкафа в детской комнате. Именно здесь мама Саша и ее старший сын устраивали небольшие представления для младших сестер. Дети росли, круг дружественной публики и участников представлений расширялся, и театр рос вместе с нами, обогащаясь новыми персонажами. Местом проведения спектаклей стала дача; дни рождения и праздники всегда сопровождались кукольными представлениями. Невообразимые приключения персонажей, кочевавших из одного спектакля в другой, разыгрывались почти экспромтом, сценарий писался очень быстро, репетиции занимали не больше одной- двух недель и актеры поднимались на сцену, а точнее открывали окно террасы, служившее ширмой.
Дети пошли в школу, и театр пришел туда вместе с ними. В керамической мастерской «Ковчега» родились концепции постановок «Мюнхаузен», «Голем» и «Синяя Борода». Труппа расширялась. Спектакли перестали быть просто развлечением; подготовка к одному проекту растягивалась на учебный год. Задачи множились и усложнялись: придумывание затейливых механизмов для ширмы, кукол и прочего театрального инвентаря стало частью новой действительности. Мы стали ориентироваться на результат. Новые сценографические задачи ставились и перед актерами: каким образом водить кукол? Как правильно говорить со сцены? Как двигаться?... Театр вступил в пору подросткового возраста со своими кризисами и озарениями.
Ритм театрального бытия диктовал свои законы. Труппа разделилась на два состава: «детский» и «взрослый». Нагруженные реквизитом, мы ездили по детским садам, школам, фестивалям… веселый гомон голосов, аплодисменты, эйфория после окончания представления, легкое волнение перед началом – наступила чудесная и одновременно трудная эпоха в жизни еще пока молодого театра, ознаменовавшая начало нового профессионального будущего.
Жизнь крутилась, школа закончилась, составы трупп менялись. И мы, Сашины дети, стали уже совсем большими. Волею судеб театр снова стал семейным. Круг замкнулся. Наш возрожденный театр Саши Луняковой вернулся домой, повзрослевший, серьезный и полный надежд и нового оптимизма".
Маша Пудалова
14.04.-10.05.2015