Галерея «КультПроект» имеет честь представить выставку известного российского художника Александра Ситникова «Родная речь», приуроченную к юбилею художника.

Юбилейные даты являются прекрасным поводом устроить персональную выставку, структура которой может быть абсолютно свободна, продиктована совместным выбором художника и куратора, вне жестких тематических рамок, эмоциональна. Рамки накладывают лишь размеры галерейного пространства, не позволяющие захватить так много разного и прячущегося в мастерской от взгляда зрителя.

Если зайти на персональный сайт художника, то откроется несколько принципиальных тем, которые Александр Ситников разрабатывает всю свою жизнь. Можно ли их обобщить? Несомненно можно, так как внутреннее устремление тревожных, драматичных работ, направлено на разработку не просто неких эстетических концепций, а тесно связаны с этикой, выводя их, тем самым, на уровень духовного осмысления мира, который автор выстраивает от работы к работе, от фрагмента к фрагменту. Возникает система этических, нравственных взглядов художника на мироустройство, смысл человеческой жизни, ответственность за общественную мораль. Важным ли представляется этот космос для современного зрителя, который готов за зрелищностью упустить содержание? Хочется верить, что важно; круг взыскательных и думающих зрителей, к счастью, достаточно широк.

Поразительны рассказы художника о юношеских путешествиях в Магадан, Усть-Нера, Сусуман, Айхал - края суровой реальности, столкновениях не просто со следами исторической памяти, но и с людьми, пережившими самые сложные и тяжелые времена довоенной и послевоенной истории политических репрессий.

Неравнодушие – вот принципиальное качество выбранных сюжетов, они не дают пребывать своему зрителю в прохладной отстраненности, иначе этот зритель не прошел элементарный тест на гражданскую ответственность. Можно ли говорить о таких категориях в связи с живописными произведениями. Да – можно!

События сегодняшних дней продолжает тестировать своего зрителя. Работы Александра Ситникова - тоже. Они  постоянно претерпевают изменения, автор не позволяет им застыть. Художник продолжает вносить изменения,  внедряется в ткань, преображает их до неузнаваемости - меняется время, меняется сообщение, уточняется посыл, конкретизируется высказывание, нет точной датировки.

Вместе с этим, как это не противоречиво звучит, на выставке представлено несколько работ, относящихся к 70 г.г., - попытка увидеть генезис творчества; кроме того, можно увидеть рабочие эскизы – что крайне редко предъявляют на обозрение зрителю, а также работы  последнего десятилетия,   в том числе и ассамбляжи.

Ассамбляжи Александра Ситникова представлены в различных состояниях: от рабочей конструкции до завершенного произведения. Такими можно увидеть их на рабочих верстаках в мастерской художника. Предметы, участвующие в создании ассамбляжей, просты и утилитарны. Подвергаясь трансформации, они превращаются в знаки – символы эпохи, меняя свое значение от предметно - обыденного  до общественно - сакрального. Ситников не боится продемонстрировать эту метаморфозу, когда рядовое и  повседневное становится устрашающим или меняет свой первоначальный смысл, искажая его  значение.

Сам автор боится высоких слов,  ведь время вносит свои поправки и иронию в восприятии смыслов. Снижение пафоса и простота  кажутся необходимыми  в современном социокультурном контексте.  Проблема подлинности перестает быть теоретической, возникает система точных критериев, которые говорят об уникальном характере работ художника. Определение круга тем в  числе этих критериев. Понимание  формы и трансформации ее сообразно идеям автора - рождают удивительную пластику от  «этюдов без натуры» к фигуративным композициям.

Не случайно среди живописных работ последних лет, на выставку выбраны те, в которых форма прорывает пространство света, используя цветовые пятна как кульминацию внутреннего движения.

Хочется поблагодарить автора за возможность сопереживать, страдать, радоваться!

24.03.-19.04.2015