Когнитивные искажения

pagetitle_image-2

Галерея "КультПроект" представляет выставку «Когнитивные искажения» с живописными работами Егора Плотникова и скульптурами и видео Константина Гребнева.

Художников интересует взаимоотношение ландшафта и человека.

Егор Плотников развивает тему изображения классического русского пейзажа, который автор рассматривает не просто как фиксацию натурных состояний природы (хотя сам и предпочитает работу с натуры), в нем он исследует феномен человеческой «памяти», который интерпретируется в виде белых пробелов в ткани изображения. Эти пробелы – своего рода диалог художника со зрителем, в котором «пауза» в изображении означает некий вопрос, отсыл к личным ассоциациям и аллюзиям в сознании смотрящего. Таким образом, предоставляется возможность индивидуализировать, казалось бы, абстрактный для зрителя пейзаж, затронув его личные воспоминания, провоцируя воссоздать некую картину его собственных, пережитых однажды ландшафтов. 

Константин Гребнев через фотографию, видео и 3D сканирование интерпретирует восприятие человека, его связь с окружающим миром, создавая пространства, визуализируя, тем самым, механизмы человеческой памяти, внимания, и мышления. В качестве рефлексии выступают сами методы работы с ними, такие как использование современных технологий не по их изначальному предназначению, манипулирование ошибками в работе компьютерных алгоритмов и сознательное допущение визуальной искаженности. 

Возможно, что беспокоящая современников тема гельштатов собственного сознания, так интуитивно почувствована авторами, что она и позволила кураторам объединить художников в этом проекте. Частично разъятые объекты мысленно достраиваются в завершенную целостность, отсутствующая часть мысленно замещается собственным целостным образом. 

Совпадение фрагментов и их связь в новой структуре, возможно, и осуществляет так желаемый зрителями акт завершенности общего, которое достижимо только через творческую интерпретацию изображения смотрящим, но только того, кто смог найти себя в этом пространстве.

Как и любое постижение пейзажа, традиционно связанное с представлением о процессуальности, длительности «вхождения» в изображаемый мир, здесь угадывается еще большее погружение, которое предполагает «внутреннюю работу» смотрящего по узнаванию, распознанию, трансформации, насыщению пустот личными деталями, в результате чего и может возникнуть присвоение этого пейзажа, осознание его как собственного.

19.11.-19.12.2022