Ландшафты Бродского

pagetitle_image-2

Галерея XXI века Объединения «Выставочные залы Москвы» и галерея «КультПроект» представляют новый проект в рамках Ночи Музеев.

 «Ландшафты Бродского»

Проект Екатерины Марголис

16 мая – 7 июня 2015 года

"Чем незримей вещь, тем оно верней, что она когда-то существовала на земле, и тем больше она – везде". Иосиф Бродский                                                                            

Проект посвящен 75-летию со дня рождения поэта Иосифа Бродского и поcвящен не только его памяти, но и памяти в целом. В экспозицию вошли работы, так или иначе, выросшие из чтения Бродского и из размышлений, связанными с поэзией и жизнью. Они не иллюстрации и вызваны к существованию не столько буквальным содержанием стихов Бродского, сколько влиянием его взгляда на вещи, который во многом определил не только ход современного развития словесности, но и подход к визуальным искусствам,  несмотря на то, что идут они  совершенно разными путями. Нынешняя выставка – это приглашение к нелинейному взгляду на связь поэзии, слова и изображения.

Термин «графика» объединяет изобразительное искусство со словесностью.  На пространстве листа близость поэзии и графического искусства – в самом методе. Буква, линия,  чередование черного и белого. Свет и тень. Метрика стиха: чередование ударных  и безударных. Пятна. Просветы. Ряд черно-белых полюсов: знак и пробел, вещь и пустота,  присутствие и небытие, след, память, забвение, время и перспектива. Слово и молчание. Отсутствие штриха, пространство белого...  Нулевой знак. (Якобсон писал о семиотике как о науке,  которая призвана исследовать сложные и причудливые соотношения между двумя переплетающимися понятиями – знаком и нулем». ) Всякий рисующий знает, что изображается не только  и не столько  контур и линия предмета, сколько пространство между предметами (так называемое negative space).  Всякий человек по опыту собственной жизни знает, что оно неизбежно.

Экспозиция в нынешней форме состоит из нескольких циклов, своего рода, семи глав:

ЗАЛ 1. Часть I

глава 1  В поисках смысла

Серия объектов-книг–посвящается изгнанию. Деревенская утварь, переосмысленная в книги (2007-2010). Молодой Бродский был сослан советской властью в деревню Норенская Архангельской области, а потом и вовсе выслан из страны, куда уже не смог вернуться. Эта ссылка сформировала в нем большого поэта.  В  одном из интервью Бродский назвал это время самым счастливым в своей жизни. Возможно, это преувеличение, но за  время ссылки в его стихах сформировалось то вертикальное измерение и иное понимание глубинной русской жизни, которое в противном случае осталось бы закрытым ему.  Сам же опыт изгнания – универсален. Это опыт каждого.

серия "Семиотические триптихи" ( цифровая печать, акварель, графика) посвящена  рождению новых смыслов.. По аналогии с классическим семиотическим треугольником– это три взгляда на один и тот же образ, в которых техника есть сама по себе знак (фото-акварель-типографика). Tри изображения - три взгляда на один объект: фотография - акварель - типографика Свет (фотография)- Вода (акварель)-Чернила (текст) Взгляд через: объектив – глаз - слово Изображение - Образ - Язык

глава 2 графическо-фотографическая серией  "По водам"  графические  интерпретации рисунка случайных трещин и царапин на мраморных плитах венецианской церкви,  выполненные в особой технике, которая включает непосредственный контакт листа бумаги с мраморной поверхностью

глава 3 Утренние мысли.  Графика кофе на поверхностях чашек.  Гадание на кофейной гуще. Взгляд в прошлое превращенный в образ будущего.  Человек окунает кисточку в воду.На дощечке проступит написанное или нарисованное. Через несколько минут оно испарится.

глава 4  По страницам. Офорты и книга художника. Художественное издание "Венеция: обретенный рай" (2011) и "Пять времен года" (2014)

 

Зал 2. Часть II

глава  5  Clichés revisited –  серия живописных работ на старых типографских клише.  Иконостас переосмыслений.

глава 6  Видео. Прелюдия и фуга.

Посеянное под снегом – построенное на песке 

Прелюдия Построенные на песке –то  рукотворное, что исчезнет: серия однодневных мозаик,   выполненных из камешков и ракушек на пляже Альберони (Лидо). К вечеру мозаику смывает прибоем.

Фуга Посеянное под снегом –  то невидимое или едва уловимое, что когда-нибудь прорастет.  LETUM NON OMNIA FINIT – цитата из Проперция, выбитая на надгробии Бродcкого.

глава 7.  инсталляция ЕГО ЗДЕСЬ НЕТ / (световые офорты)

Лодка. Волны. Время.  По полу разложены  белые листы бумаги, над которыми качаются прозрачные пластины – оргстекла с процарапанными графическими изображениями. Зритель сам с помощью специальной лампы освещает каждую работу, и в момент включения света на белый лист проецируется рисунок. Без света – это просто белые листы, на которых еще не оставлено следа. Момент падения света есть момент появления на свет.  Эпиграфом к работе стали строчки Иосифа Бродского:

Чем незримей вещь, тем оно верней, что она когда-то существовала на земле, и тем больше она – везде. Название же  цитирует строки Евангелия, предшествующие вести о Воскресении.. Его здесь нет - говорит Ангел над пустой гробницей. В ожидании следующей строки.  Он воскрес, как сказал. (Мт 28:6) «Его здесь нет» –  и значит не стоит останавливаться на чем-то застывшем, и, следовательно, мертвом. На догмах и готовых ответах. Правда человека и правда художника никогда не «здесь». . Это всегда путь, поиск, обещание.

Основные герои выставки - белый лист бумаги, черная литера, свет и вода.  Основные темы: черный и белый, вещь и пустота, бытие и небытие, присутствие и отсутствие, смерть и посмертие.  Основной сюжет – путь. Местом путешествия становится белый лист. Поэт и художник– это тот, кто оставляет следы на белой бумаге и дальше, читатель и зритель – это тот, кто идет по этим следам.

16.05. - 14.06.2015