Галерея XXI века Объединения «Выставочные залы Москвы» и галерея «КультПроект» представляют новый проект в рамках Ночи Музеев.
«Ландшафты Бродского»
Проект Екатерины Марголис
16 мая – 7 июня 2015 года
"Чем незримей вещь, тем оно верней, что она когда-то существовала на земле, и тем больше она – везде". Иосиф Бродский
Проект посвящен 75-летию со дня рождения поэта Иосифа Бродского и поcвящен не только его памяти, но и памяти в целом. В экспозицию вошли работы, так или иначе, выросшие из чтения Бродского и из размышлений, связанными с поэзией и жизнью. Они не иллюстрации и вызваны к существованию не столько буквальным содержанием стихов Бродского, сколько влиянием его взгляда на вещи, который во многом определил не только ход современного развития словесности, но и подход к визуальным искусствам, несмотря на то, что идут они совершенно разными путями. Нынешняя выставка – это приглашение к нелинейному взгляду на связь поэзии, слова и изображения.
Термин «графика» объединяет изобразительное искусство со словесностью. На пространстве листа близость поэзии и графического искусства – в самом методе. Буква, линия, чередование черного и белого. Свет и тень. Метрика стиха: чередование ударных и безударных. Пятна. Просветы. Ряд черно-белых полюсов: знак и пробел, вещь и пустота, присутствие и небытие, след, память, забвение, время и перспектива. Слово и молчание. Отсутствие штриха, пространство белого... Нулевой знак. (Якобсон писал о семиотике как о науке, которая призвана исследовать сложные и причудливые соотношения между двумя переплетающимися понятиями – знаком и нулем». ) Всякий рисующий знает, что изображается не только и не столько контур и линия предмета, сколько пространство между предметами (так называемое negative space). Всякий человек по опыту собственной жизни знает, что оно неизбежно.
Экспозиция в нынешней форме состоит из нескольких циклов, своего рода, семи глав:
ЗАЛ 1. Часть I
глава 1 В поисках смысла
Серия объектов-книг–посвящается изгнанию. Деревенская утварь, переосмысленная в книги (2007-2010). Молодой Бродский был сослан советской властью в деревню Норенская Архангельской области, а потом и вовсе выслан из страны, куда уже не смог вернуться. Эта ссылка сформировала в нем большого поэта. В одном из интервью Бродский назвал это время самым счастливым в своей жизни. Возможно, это преувеличение, но за время ссылки в его стихах сформировалось то вертикальное измерение и иное понимание глубинной русской жизни, которое в противном случае осталось бы закрытым ему. Сам же опыт изгнания – универсален. Это опыт каждого.
серия "Семиотические триптихи" ( цифровая печать, акварель, графика) посвящена рождению новых смыслов.. По аналогии с классическим семиотическим треугольником– это три взгляда на один и тот же образ, в которых техника есть сама по себе знак (фото-акварель-типографика). Tри изображения - три взгляда на один объект: фотография - акварель - типографика Свет (фотография)- Вода (акварель)-Чернила (текст) Взгляд через: объектив – глаз - слово Изображение - Образ - Язык
глава 2 графическо-фотографическая серией "По водам" графические интерпретации рисунка случайных трещин и царапин на мраморных плитах венецианской церкви, выполненные в особой технике, которая включает непосредственный контакт листа бумаги с мраморной поверхностью
глава 3 Утренние мысли. Графика кофе на поверхностях чашек. Гадание на кофейной гуще. Взгляд в прошлое превращенный в образ будущего. Человек окунает кисточку в воду.На дощечке проступит написанное или нарисованное. Через несколько минут оно испарится.
глава 4 По страницам. Офорты и книга художника. Художественное издание "Венеция: обретенный рай" (2011) и "Пять времен года" (2014)
Зал 2. Часть II
глава 5 Clichés revisited – серия живописных работ на старых типографских клише. Иконостас переосмыслений.
глава 6 Видео. Прелюдия и фуга.
Посеянное под снегом – построенное на песке
Прелюдия Построенные на песке –то рукотворное, что исчезнет: серия однодневных мозаик, выполненных из камешков и ракушек на пляже Альберони (Лидо). К вечеру мозаику смывает прибоем.
Фуга Посеянное под снегом – то невидимое или едва уловимое, что когда-нибудь прорастет. LETUM NON OMNIA FINIT – цитата из Проперция, выбитая на надгробии Бродcкого.
глава 7. инсталляция ЕГО ЗДЕСЬ НЕТ / (световые офорты)
Лодка. Волны. Время. По полу разложены белые листы бумаги, над которыми качаются прозрачные пластины – оргстекла с процарапанными графическими изображениями. Зритель сам с помощью специальной лампы освещает каждую работу, и в момент включения света на белый лист проецируется рисунок. Без света – это просто белые листы, на которых еще не оставлено следа. Момент падения света есть момент появления на свет. Эпиграфом к работе стали строчки Иосифа Бродского:
Чем незримей вещь, тем оно верней, что она когда-то существовала на земле, и тем больше она – везде. Название же цитирует строки Евангелия, предшествующие вести о Воскресении.. Его здесь нет - говорит Ангел над пустой гробницей. В ожидании следующей строки. Он воскрес, как сказал. (Мт 28:6) «Его здесь нет» – и значит не стоит останавливаться на чем-то застывшем, и, следовательно, мертвом. На догмах и готовых ответах. Правда человека и правда художника никогда не «здесь». . Это всегда путь, поиск, обещание.
Основные герои выставки - белый лист бумаги, черная литера, свет и вода. Основные темы: черный и белый, вещь и пустота, бытие и небытие, присутствие и отсутствие, смерть и посмертие. Основной сюжет – путь. Местом путешествия становится белый лист. Поэт и художник– это тот, кто оставляет следы на белой бумаге и дальше, читатель и зритель – это тот, кто идет по этим следам.
16.05. - 14.06.2015