Григорий Бенционович Ингер (1910 – 1995) 100 лет со дня рождения. Григорий Ингер и его Герои.
Выставка работ Григория Ингера приурочена к 100-летию со дня рождения художника.
Дата значительна, но каждое новое знакомство с художником раскрывает невиданные раннее грани его творческой личности. Знакомство с Григорием Ингером продолжается, и в настоящей экспозиции представлен материал, любезно подготовленный дочерью художника - Марией Ингер, который объединен общей темой – поэтика мира «маленького человека».
Ингера часто называют русским еврейским художником – иллюстратором, но, глядя на героев Григория Ингера, кажется, что его персонажи имеют наднациональный характер и внегеографический масштаб. Художник Ингер, в силу обстоятельств личной жизни, сам и горестный мыслитель, и гонимый «воин», его вместе своими героями можно отнести к пантеону гениев добра, которых он изображал, будучи близок им духовно. К его персонажам принадлежат и «маленькие» люди – жители «местечка» из произведений Шолом-Алейхема, и Чарли Чаплин и Дон Кихот с Санчо Пансо. В центре его внимания - личности особенные, со сформированным миром ценностей добра и пылкой страстью в их отстаивании, наперекор злу и несправедливости, часто одинокие в своей борьбе. Персонажи Ингера выбраны им не случайно. Они особенно близки его миропониманию и ощущениям, ему понятны их боли – это и его боли, и его заботы.
Знатоки искусства продолжают живо интересоваться работами мастера, отмечая поэтическое осмысление им трагических и комических черт еврейского народа. Искусствовед Мария Чегодаева отмечает, что «в его листах воскресает тот, исчезнувший мир еврейской «черты оседлости». В нем много жалкого и нелепого, но за гротескными, характерно-анекдотическими его чертами проступает тысячелетняя жизнь народа во всей ее трагической и мудрой правде». Ингер в своих рисунках к произведениям Шолом Алейхема мыслил абсолютно созвучно автору, еще раз переживая воспоминания своего детства. Из воображаемого «диалога» Шолом-Алейхема со Станиславским: … - Что же вы поделываете, пане Шолом-Алейхем? - Что же нам поделывать? Пишем. - Что пишете? - Что нам писать? Что видим, про то и пишем... - Что же дают вам писания, которые вы пишете? - Что они могут дать? Горести, колики, слезы, обиды, муки, страдания, тревоги… Об этом рассказывал и Григорий Ингер в своих иллюстрациях к произведениям писателя.
Серия работ, посвященных Чарли Чаплину - «маленькому человеку» с печальными глазами, пронизана размышлениями о борьбе одинокого человека со злом и несправедливостью мира. Чаплин признавался, что «по правде говоря, в глубине души не столько хотел быть комиком, сколько великим трагиком». Ощущение трагизма вненационально и ситуации, с которыми сталкивается чаплиновский герой близки и понятны художнику. Ингер также отчасти одержим в своем творчестве, он вдохновенно и непрестанно рисует на любой бумаге, оказавшейся у него под рукой.
В 1928 г. Чаплин писал о природе и источнике вдохновения:
«Чаще всего источником моего вдохновения служит музыка… другие отвлеченные предметы. Я думаю, что вдохновение приходит из постороннего источника. Художника в данную минуту волнует некое переживание, и использует этот эмоциональный импульс на свой манер, находит ему выражение. Когда он ощупью приближается к идее, самый процесс поисков зависит от того, где он ищет. Если он ищет в комическом, ему нужна свобода, особое отвлечение, ему нужно убежать от самого себя, почувствовать биение жизни, соприкоснуться с людьми, возможно, ему захочется послушать симфоническую музыку… Я думаю, что прежде всего нужна одержимость. Вдохновение – это главным образом одержимость. Полагаю, что вдохновение приходит от заинтересованности, от переполненности интересом…»
Тема одиночества гения беспокоила Ингера и отразилась в изображениях сосредоточенно замкнутых Бетховена, Шостаковича и Паганини. Музыка, не смотря на частичную потерю слуха, всегда сопровождала художника в работе, Ингер был тонким ценителем и знатоком музыки. В библиотеке московской Консерватории Григорий Ингер «слушал» музыку, читая партитуры.
В цикле работ, посвященным Дон Кихоту, и являющихся основной частью предлагаемой зрителю выставки, Ингер создает образы, нарисованные как бы «детской рукой», стремясь найти в подлинной простоте способ наиболее искренней передачи отчасти наивных, но неподдельных чувств главного героя.
Возможности подобной манеры наиболее точно соответствует противоречиям и логике действий Дон Кихота – импульсивного, интуитивного экстраверта. Необычные фантазии и идеи рыцаря облечены в такую же необычную форму и прозрачные ясные цвета. Феноменальный способ видения как бы глазами ребенка абсолютно соответствует феноменальному миропониманию Героя. Возможно, что опережение мыслей Дон Кихота и его несоответствие эпохе - явились камертоном подлинности в рисунках Григория Ингера, который во многом явился психологом в определении психотипа своего героя. Расширение сознания – вот то, что требуют от зрителя рисунки Ингера.
Принять игру, включится в поток безудержных фантазий героя, отказаться от прагматического настроения – это то, чего ждет от зрителя художник, взывающий к самым тонким, незамутненным, тем «детским» чувствам, когда мир еще может быть открыт и идет навстречу человеку в его ожидании чуда. Импульсивность натуры героя и абсурдность событий романа на взгляд трезвого реалиста преодолены художником в твердом владении цветовым пятном и четкой линией графических листов, что говорит только о внешней «детскости» рисунков. Художник выступает и аналитиком и сподвижником героя. Такое глубокое проникновение в суть литературного произведения, когда изобразительности сюжета недостаточно, и необходим внутренний психологизм – присутствует в этом цикле графических работ, раздвигающих горизонты для иного способа диалога со зрителем.
«Для Дон-Кихота очень характерно и неотъемлемо ощущение внутренней свободы и независимости. Поэтому его вторая, "нереальная" жизнь включается как дополнительное жизненное пространство в тех условиях, когда реальность становится невыносимой» - отмечает психолог Стратиевская. Григорий Ингер создает очень добрые графические листы, прощая своему герою неудобства его характера, и заставляет изменить стереотипы нашего зрительского восприятия.
Благодаря заботам и энергии дочери художника – Марии Ингер, его многие работы увидели свет в осуществленных ею изданиях: в 2006 г. издан альбом «Григорий Ингер», «Мальчик Мотл» и «Дон Кихот» в иллюстрациях Григория Ингера соответственно в 2007 и 2009 г.г.. Значительные прижизненные выставки художника состоялись в 1980 году в Москве в ЦДРИ и в 1992 году – в Третьяковской галерее. Затем последовали выставки, организованные его дочерью в музее восточных искусств в Москве, в галерее «Улей», в галерее «На Ленивке» и др. Работы художника находятся в коллекции Третьяковской галереи, Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Центральном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки, художественной галерее г.Чебоксары, музее г. Белгорода, Еврейском музее в Париже, а также в частных собраниях в России, США, Израиле, Англии.
26.01.2010 - 21.03.2010